Сумма арестованного имущества России в счет погашения долга перед акционерами ЮКОСа может достигнуть $5 млрд, сообщает РБК.
Согласно решению Гаагского суда от 18 июля 2014 года, Россия обязана компенсировать "экспроприацию имущества" и выплатить бывшим владельцам ЮКОСа $50 млрд. Россия не согласилась с этим решением и обжаловала его. Экс-акционеры готовы преследовать российские государственные активы в 150 государствах, присоединившихся к Нью-Йоркской конвенции. В июне Франция и Бельгия приступили к наложению ареста на имущество РФ.
В конце июня российская сторона получила исковое заявление бывших акционеров ЮКОСа о признании решения Гаагского арбитража в США. Американское законодательство отводит другому государству 60 дней на то, чтобы ответить на поданный против него иск. Таким образом, Россия должна ответить на ходатайство "юкосовцев" в США до 20 августа.
В отчете Счетной палаты, которая три года назад проверяла расходы бюджета на поиск российского имущества за рубежом, говорится, что в реестре объектов, расположенных за пределами России, содержатся сведения о 973 объектах (166 земельных участков и 807 зданий и помещений). Общая стоимость активов, на которые потенциально может быть наложен арест, составляет не более €4 млрд. "Не больше, даже если по всем углам найдут", - подчеркнул правительственный чиновник.
Другую цифру - около $5 млрд - озвучили участники закрытого заседания комитета Госдумы по собственности. На нем обсуждалось нынешнее состояние российской собственности за рубежом.
Чиновник правительства РФ поделился с изданием, что, вероятно, первым делом будут арестованы активы ФГУП "Госзагрансобственность", подведомственного управделами президента. Именно на этом ФГУПе числятся зарубежные российские здания, не обладающие дипломатическим статусом. Проанализировав сайт госзакупок, РБК удалось обнаружить порядка 60 объектов ФГУП по всему миру. На официальном сайте предприятия указаны только четыре объекта: Свято-Николаевский собор в Ницце (Франция), подворье Русской православной церкви в Бари (Италия), Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне (Палестина) и Сергиевское подворье в Иерусалиме (закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Госсобственность").
"Могут ли арестовывать имущество храмов - вопрос неоднозначный. Очевидно, что храмы не используются в коммерческих целях, но и не в целях отправления государственных функций. С храмами ситуация так же неоднозначна, как и с культурными ценностями. В свое время фирма "Нога" пыталась арестовать в Швейцарии коллекцию картин французских художников из Пушкинского музея. Сначала арест был наложен, но потом его сняли". Тем не менее в середине июня Бельгийское архиепископство уже получило от судебных приставов письмо о ее включении в список организаций, чьи активы подлежат аресту по иску бывших акционеров ЮКОСа», - заявил партнер, руководитель международной практики Nektorov, Saveliev & Partners Марат Давлетбаев.
Как объяснил РБК партнер юридической фирмы "ЮСТ" Александр Боломатов, здания посольств и других дипломатических служб можно будет арестовать, только если удастся доказать, что они используются не в дипломатических, а в коммерческих целях. Абсолютным иммунитетом обладает имущество дипломатических учреждений, используемое ими для своей работы. Однако здания, которые сдаются в аренду, могут быть проданы в счет долга.
Здания посольств подпадают под Венскую конвенцию и "покушение на них будет равнозначно объявлению войны". По этой причине за них бояться не стоит, ведь Россия адекватно ответит на данные действия, подчеркнул источник в Госдуме. Он также рассказал, что чиновники решили создать закрытую рабочую группу, чтобы к осени подготовить пакет законопроектов, призванный дать властям возможность арестовывать зарубежные активы в России.
Законопроект, согласно которому имущество любого государства в России может быть арестовано в зависимости от объемов российского имущества, которое арестовали в этом государстве, правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила 22 июля.