В Санкт-Петербурге на синей ветке метрополитена на перегоне между станциями "Сенная площадь" и "Технологический институт" произошел взрыв. Официально уже признали, что это был теракт: устройство, начиненное поражающими элементами, оставили в вагоне. Публицист Евгений Супер сравнивает ситуацию с 2011 годом и рассказывает, как нам сегодня надо себя вести.
Сегодняшний теракт в метро Санкт-Петербурга еще более усилил ощущение дежавю, которое и без того росло последний месяц. Как будто мы вернулись в 2011 год - год острой политической борьбы в России накануне президентских выборов. Тогда со страшного теракта в аэропорту Домодедово по сути стартовала предвыборная кампания тех сил, которые пытались сломать систему всеми возможными способами. Шесть лет назад ответственность за теракт взял на себя лидер северокавказского бандподполья Доку Умаров. Кто будет признан ответственным за сегодняшний взрыв, мы пока не знаем, но это не так уж и важно, ведь символизм теракта и так очевиден. Взрыв в метро в Санкт-Петербурге во время визита туда В.В. Путина и на фоне попыток поднять градус уличных протестов призван продемонстрировать слабость системы, неспособность системы защитить собственных граждан.
За 6 лет президентского срока Путину удалось выполнить запрос российского общества на стабильность и запрос на возвращение авторитета России на международной арене. Взамен граждане до известной степени готовы терпеть экономические и социальные трудности. Рейтинг Путина прямо свидетельствует о том, что этот консенсус был достигнут. И общество готово сегодня "пролонгировать" договор на следующий президентский срок, что уничтожает шансы иных кандидатов. Следовательно, единственный шанс на перелом ситуации заключается в разрушении параметров этого негласного соглашения, что мы сейчас и наблюдаем своими глазами. Эта политтехнология была обкатана во многих странах мира, и делается она следующим образом.
С одной стороны нужно убедить как можно больше людей в том, что экономические и социальные трудности стали непереносимыми, и они не стоят цены за них заплаченной (как сказал подросток на митинге, "Какой-то там ваш фэйковый Крым"). С другой стороны, нужно продемонстрировать, что система больше не в силах обеспечивать обещанную стабильность. Если вы думаете, что это сложно при текущих рейтингах действующей власти, то я вас расстрою. Как неоднократно было доказано на примере иных государств, вовсе не обязательно убеждать всех, достаточно завоевать умы и сердца лишь 10% населения. Далее идеи начинают развиваться вирусным способом, и противостоять этому невозможно ни полицейскими, ни политтехнологическими методами до полного краха системы с мизерным шансом на последующую контрреволюцию.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что я пытаюсь обвинить в сегодняшнем теракте российскую оппозицию или кого-то из ее лидеров персонально. Это не так. Российская оппозиция и ее лидеры в данном случае лишь инструмент для демонтажа нашей государственности. Как и те исполнители, кто привел сегодня в действие взрывное устройство в питерской подземке. Совершенно не имеет значения, понимают ли они это. Но им просто уготовано начинать петь песни о "непомерной цене путинских амбиций" на внешней арене, тем более, если подтвердится, что ответственность за теракт взяли на себя представители одной запрещенной в России исламистской террористической организации.
Пока что мы движемся абсолютно в колее событий 2011 года. Однако с поправкой на то, что власть в России сегодня пользуется куда большей поддержкой, чем шесть лет назад. А это значит, что удары по ней будут наноситься более жесткие и жестокие. Будет и кровь на акциях протеста, и, по крайней мере, попытки новых террористических актов. Власть, естественно, ответит усилением мер безопасности и, вероятно, ужесточением законодательства, но я хотел бы сказать два слова и о том, как действовать нам, простым гражданам.
В первую очередь, нужно понять, что мы вступили в сложный и опасный период. А значит, нужно быть умнее и осторожнее, чем обычно. Я с удивлением смотрю сегодня кадры с места взрыва в метро: там еще не рассеялся дым, а люди совершенно спокойно ходят, снимают все на телефоны и просто глазеют. У людей даже в мыслях нет, что за первым взрывом может последовать второй. Это говорит о том, как быстро мы расслабляемся и забываем об элементарных мерах безопасности. Но мы не только должны помнить о физической безопасности, нужно понимать, что массированные удары будут наноситься по нашей картине мира. Медийные бомбы в ближайший год будут рваться куда чаще, чем реальные. Их главная цель – заставить вас поверить в то, что все рушится, посеять страх и довести до отчаяния. А на что готов русский народ в минуты отчаяния, мы все хорошо знаем.
Мы должны понять, что сегодня мы все вольные или невольные участники битвы за будущее страны. Статисты или боевые единицы. Отсидеться никому не удастся, как не удалось жителям Украины. И, как показывает сегодняшняя трагедия, ждать до выборов в следующем году никто не станет. Война уже началась. Живите по-военному – осторожно, взвешенно, максимально сохраняя холодный ум. В таком случае вы, по крайней мере, не станете оружием в чужих руках или заведомой жертвой. Мир всем нам.