Исследование медиарынка, проведенное в 2018 году, показало, что зрители телеканалов массово переходят в интернет, куда за ними устремляются и рекламодатели. Хаотичность, присущая интернету, и отсутствие единых способов подсчета аудитории ведут к тому, что рекламодатели впустую тратят свои деньги, а действительно охватные площадки теряют клиентов. Сложившиеся обстоятельства все острее ставят вопрос об измерении интернет-аудитории, а также об определении правил этих исследований.
В настоящее время на обсуждении находятся поправки, касающиеся расширения процедуры проведения исследований аудитории телеканалов. Изменения предполагается внести в законы "О средствах массовой информации", "О рекламе", "Об информации и информационных технологиях", а также в законодательство в сфере обработки персональных данных.
При этом планируется нормативно закрепить правила проведения исследований интернет-аудитории. Ожидается, что данная поправка войдет в федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". В частности, предполагается, что Роскомнадзор будет выбирать компанию, ответственную за проведение измерений. Все правила и методики сбора данных также будут устанавливаться Роскомнадзором. Сообщается, что поправки обяжут владельцев интернет-сайтов устанавливать счетчики аудитории, доступ к которым будет иметь уполномоченная компания. Отказ от установки единого счетчика может привести к административной ответственности, а также на ограничение в распространении рекламы.
Закрепление ответственности неизбежно породит известные дискуссии, но, справедливости ради, стоит заметить, что у нас не вызывает каких-либо вопросов существование системы учета билетов в кинотеатрах, например, ЕАИС (Единая государственная система учета кинобилетов), которая давно и успешно работает, или системы телеизмерений. В такой же степени не вызывает удивление и то, что отказ кинотеатра от обилечивания зрителей или вещание телеканала без лицензии неизбежно повлечет наложение ответственности. Предлагаемые нововведения, если их экстраполировать на онлайн-пространство, действуют абсолютно в той же логике.
Сегодня нужно признать, что разрозненность данных об интернет-аудитории становится препятствием для развития рынка. Формируется не только емкий серый рынок неучтенной рекламы. В таких условиях действующие общепризнанные измерители аудитории, как например Mediascope, становятся все менее репрезентативными.
В то же время сами владельцы сайтов имеют лишь общее представление о своем охвате, когда ориентируются на часто противоречивые показания счетчиков аудитории. По словам главы Роскомнадзора Александра Жарова, внедрение данной системы позволит учесть как интересы рекламодателей (они смогут руководствоваться более достоверными данными при выборе интернет-площадки для размещения рекламы), так и владельцев площадок, которым больше не нужно будет убеждать рекламодателей в наличии аудитории.
Таким образом, готовящийся законопроект о введении обязательных измерений просмотра контента в сети должен способствовать развитию рынка легальных онлайн-сервисов и услуг, а также скорректирует перераспределение финансовых потоков в данной сфере в пользу действительно востребованных у аудитории ресурсов.