Политика

Бельгия потребовала разделить ответственность за конфискацию российских активов

Бельгия потребовала разделить ответственность за конфискацию российских активов
Фото NATO North Atlantic Treaty Organization | Flickr

Бельгия отказывается идти на экспроприацию российских активов, размещённых в депозитарии Euroclear, пока не получит юридических гарантий со стороны всех лидеров ЕС о совместном распределении финансовых рисков. Как подчеркнул премьер-министр страны Барт Де Вевер, Брюссель не намерен единолично отвечать по искам, которые Москва намерена подать в случае конфискации замороженных средств.

"Я хочу получить вашу подпись [под обязательством разделить все финансовые риски]", — обратился Де Вевер к коллегам по Евросоюзу. 

Он отдельно отметил, что Бельгия не станет жертвовать собственными активами ради решения вопроса о российском имуществе и не готова создавать условия, при которых может начаться глобальное изъятие бельгийских средств.

Премьер также заявил, что финансирование Украины возможно другими способами — без использования российских активов, если союзники Киева коллективно внесут необходимые взносы. При этом он напомнил, что нынешняя схема позволяет ЕС направлять на нужды Украины лишь прибыль от замороженных активов, сами же ценные бумаги остаются недоступными.

Президент Франции Эмманюэль Макрон ещё зимой предупреждал о правовых рисках изъятия российских активов и потенциальном нарушении международного права при таком сценарии. Позднее канцлер Германии Фридрих Мерц предложил предоставить Украине беспроцентный кредит в €140 млрд за счёт российских активов для покупки вооружения, но Де Вевер назвал такую меру "опасным прецедентом", способным подорвать доверие к европейской финансовой системе.

Москва со своей стороны неоднократно заявляла, что будет отстаивать интересы в судах и жёстко реагировать на любые попытки изъятия замороженных средств. Владимир Путин подчеркивал, что "воровство чужих активов" не останется без последствий. В свою очередь, Bloomberg сообщал, что Россия может ответить национализацией и быстрой распродажей иностранных активов внутри страны, если ЕС решит пойти на конфискацию.