1 октября контактная группа по Донбассу на встрече в Минске согласовала "формулу Штайнмайера", названную по имени президента Германии. Это было ключевым требованием для подготовки переговоров в "нормандском формате". Известие о новых договоренностях вызвало на Украине бурную реакцию среди политиков и журналистов, которую сравнивают по накалу страстей с реакцией на неподписание Януковичем ассоциации в ЕС 6 лет назад. Максим Равреба объясняет, что означает эта формула и почему на нее так отреагировали.
Что в "формуле Штайнмайера"
ЛОМы (лидеры общественного мнения - прим.) заклеймили событие "капитуляцией". Можно сказать, что положительных отзывов нет. Есть отрицательные и умеренно отрицательные. Зеленский и его команда выглядят растерянно, сам президент наговорил во время презентации много лишнего и потом отказался повторить это в Раде. Утром офис главы государства поспешил заявить, что никто ничего не подписывал.
Националисты всех мастей однозначно считают, что подписание — зрада. Это партия войны, которую две выборные кампании свергли с властной вершины. Они поспешили выйти на улицу угрожать новым госпереворотом. Писали о "тысячах протестующих", но на самом деле их были десятки.
Но стоило ли волноваться?
Во-первых, никакой "формулы Штайнмайера" не существует — это очень условное понятие, а не норматив.
Во-вторых, подписана не она, а согласованы позиции, которые должны только обсуждаться в нормандском формате. От подписи Леонида Кучмы зависело, будет такая встреча, на которой главы Украины и России сядут за стол переговоров, или нет. "Формула" определяет порядок выполнения минских соглашений — что за чем будет следовать.
Украина настаивала на безоговорочной сдаче территорий ДНР-ЛНР, туманно пообещала провести выборы, а об амнистии участникам конфликта говорить отказывалась и отказывается до сих пор. Штайнмайер предложил сначала провести выборы и политическое урегулирование на основании конституционной реформы по федерализации. А на иное вооруженные силы ДНР и ЛНР вряд ли согласятся.
"Временный закон об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, известный также в обществе как закон об особом статусе Донбасса, начинает действовать на постоянной основе при условии, когда там состоятся местные выборы, проведенные согласно Конституции Украины и законодательства Украины, а также после публикации отчета ОБСЕ, что выборы прошли по стандартам ОБСЕ и международным стандартам демократических выборов", — пояснил Зеленский на брифинге.
Журналисты распространили в сети письмо Кучмы на имя представителя ОБСЕ в контактной группе, в котором раскрывается суть "формулы Штайнмайера". Остальные спорные вопросы, как сказал Зеленский, — повод для обсуждения.
Реакция
Михаил Бродский, экс-депутат и бывший политик, а ныне издатель и медийщик, призвал отказаться от иллюзий.
С войной нужно заканчивать. Пора давно понять, что мы проиграли войну и подписали акт о капитуляции (Минск). Сейчас просто доделывается то, что начал и должен был сделать Порошенко. Он боялся, он пришел к власти через бунт и революцию. Зе может и пусть делает. Он просто заканчивает начатое.
С этим утверждением очень сложно спорить. Именно Порошенко и его сообщники по майдану 2013-2014 года совершили переворот, начали войну и проиграли, а затем спрятались за западных партнеров, не намереваясь уступать ни в чем. Порошенко объективно свергнут и даже может быть посажен в тюрьму. Ему отступать некуда, он будет бороться до конца. Его фракция записала видеоролик:
Подписание формулы русского происхождения — формулы Путина де-факто — означает ослабление или даже снятие санкций против России. А также легитимизацию оккупированного РФ Донбасса, легитимизацию незаконного референдума в Крыму и незаконной аннексии Крыма. Мы не допустим такого сценария развития событий, — пообещал Порошенко.
В таким ключе выступили все представители партии войны или ура-патриотов. Депутат Андрей Парубий, против которого возбуждено расследование, тоже собрался бороться.
"То, что произошло в Минске - это попытка демонтажа Украинского государства! Все государственники должны объединиться, чтобы не допустить сценария капитуляции! И мы не допустим!" - написал Парубий.
Политический беженец, журналист и издатель Игорь Гужва выразил в Facebook* патриотическую тревогу, обратив внимание на то, что в тексте вообще не упоминается вывод войск и контроль за границей.
Тяжелое чувство. Согласованный текст формулы ничего не говорит о "выводе войск". Там вообще о войсках ничего не говорится. Также, как и о передаче Украине контроля над границей. Там есть только выборы и введение после них особого статуса. Все.
Гужва прокомментировал слова Зеленского на брифинге, когда тот внезапно начал говорить совсем не то, что было темой и предметом разговора.
Хуже всего то, что Зеленский не говорит правду, выдумывая какие-то новые условия, которые он ни с кем не согласовывал. Вероятно, он боится сказать, как есть все на самом деле.
Гражданский активист и блогер Василий Крутчак выразил наверняка мнение большинства украинцев: те, кто не во власти, давно уже перестали понимать все хитросплетения минского процесса.
Помню, когда узнал, что Украина не подписала соглашение с ЕС, сильно возмутился. Я тогда не знал содержания сделки, но очень возмутился самим фактом неподписания. И, если честно, то я даже и сейчас конкретно не знаю содержания этой сделки.
Известная журналистка Соня Кошкина назвала формулу "барахлом", а ее подписание — сдачей позиций.
Это черный день в истории страны. Де-факто, мы добровольно капитулировали. Де-юре все веселее, поскольку де-юре никакой "формулы Штанмайера" не существует. От слова совсем. Но если мы стремимся к быстрым победам; если наш девиз "лайкозависимость", так че ж. Хочу посмотреть, как это барахло попробуют пропихнуть через парламент.
Олег Ляшко, выброшенный за борт на парламентских выборах, практически в тех же выражениях прошелся по формуле Штайнмайера, сочтя ее подписание выгодным России.
Черный день в новейшей украинской истории. Это капитуляция. Фактически она уже началась: украинская делегация в Минске подписала план действий по "формуле Штайнмайера", которая предусматривает выборы под контролем России, а следовательно — легализации и амнистии террористов.
Юлия Тимошенко еще вчера поддержала противников формулы:
Партия "Батькивщина" считает "формулу Штайнмайера" недопустимой для Украины, а ее подписание в Минске — прямой угрозой национальной безопасности, территориальной целостности и суверенитету нашей страны. Мы обращаемся к президенту с просьбой срочно собрать лидеров парламентских фракций и подробно объяснить, что подписано в Минске.
Но на следующий день политик уже выступила в защиту Зеленского.
Не этот президент подписывал закон об особом статусе. Не надо никого обманывать. Проблема с формулой, что она не предусматривает демилитаризации. Но сейчас надо поддержать президента Зеленского.
Противники составляют абсолютное большинство. Но есть и неожиданные исключения. Экс-журналист и экс-депутат Мустафа Найем, который давно пропал из инфополя, составил в телеграме обстоятельный комментарий о "формуле Штайнмейера", в котором явно занимает сторону Зеленского.
Сейчас журналист не у дел и очень хочет вернуться во власть, а потому ищет дружбы с командой Зе. Он объясняет безальтернативность минских соглашений и их выполнения. Ему не нравится формула Штайнмейера, по которой выборы первичны. Но Найем напомнил, что в нормандском формате еще никто и ничего не подписал. "Формулу" только предстоит согласовать, а потом вписать в законы Украины в Раде. Если кратко, он предлагает не шатать Зеленского уличными протестами, но утопить "капитуляцию" в парламенте.
В партии самого Зеленского прокомментировали все происходящее в духе "еще ничего не решено".
Президент заявил, что на встрече "четверки" будут обсуждаться все варианты разрешения кризиса на Донбассе. А поскольку российская сторона едет на эту встречу именно с "формулой Штайнмайера", то президент сказал, что будет рассматриваться и она. Но никто не говорит, что Украина примет этот вариант, — рассказал народный депутат от "Слуги народа" Никита Потураев.
И эти метания вызвали у журналиста Игоря Гужвы желание предостеречь Зеленского от повторения истории Януковича:
Почти все партии кричат о зраде. Есть ли план у Банковой, как переломить ситуацию (если, конечно, там хотят ее переломить)? Перед глазами у Зе-команды должен быть печальный пример Януковича. Который сначала рассказывал несколько месяцев, как хороша ассоциация с ЕС, проводил колоссальную информобработку населения, а потом вдруг резко объявил, что ассоциация нам не нужна. И по итогу получил тот самый Евромайдан. Который сам же и накачал информационно. В общем, думайте.
Демарш партии войны связан исключительно с тем, что на войне многие пришли во власть и приумножили свои доходы. Первый в этом ряду сам Порошенко. Его состояние за пять лет выросло почти в сто раз. Мир — это прекращение эксплуатации теневых схем. А потом — очень неприятные вопросы, тянущие на статьи уголовного кодекса. Если Зеленский на нормандском саммите согласится на проведение выборов как о первом этапе выполнения "минска", мирный процесс будет запущен. Для этого нормандский саммит и нужен, ради чего Кучма и подписал согласование переговорных позиций.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ