В эти дни в мире вспоминают бомбардировки НАТО Югославии, которые начались 20 лет назад. За 78 дней ударов погибли около 2 500 мирных жителей, более 12 000 были ранены. Операция НАТО была начата без одобрения Совбеза ООН на основе утверждения о том, что власти СРЮ проводили этнические чистки в Косово и спровоцировали гуманитарную катастрофу. Альянс до сих пор считает, что бомбардировки были легитимными и необходимыми. В Сербии с этим не согласны. Сегодня НАТО сохраняет Балканы в зоне своих стратегических интересов. Андрей Васильев — о планах и действиях альянса на Балканах и роли Сербии.
Положение проигравших
После того, как Югославия была размолота в пыль авиаударами, балканским народам был нанесен второй упреждающий удар. В 2008 году признание Косово подвело черту под многолетним трудом по избавлению Балканского полуострова от единства и братства. В 2008 году фокус общественности немного сместился в сторону Грузии, на которой США и партнеры по НАТО обкатали систему подготовки, снабжения и обеспечения "союзных войск на нужном направлении" — максимальная публичная поддержка и акцент на самостоятельность, которой на самом деле нет.
Пока официальный Белград был занят восстановлением страны, силами НАТО американцы прибрали к рукам бывшие югославские республики. В 2003 году был организован референдум в Словении, и через год страну официально приняли в Альянс. Также в 2004 году в состав Альянса вписали Румынию, Словакию, а в 2009 году членство получила "младшая сестра" Сербии — Албания. В 2017 году членом НАТО стала Черногория. В 2019 году успех закрепили вступлением в организацию Македонии — протокол о присоединении страны к НАТО подписан 6 февраля. Как ожидается, Македония официально станет 30-м членом альянса на саммите в Лондоне в декабре, где блок отметит 70-летие. В итоге остатки Сербии с независимыми Вооруженными силами и государственным управлением удалось взять в кольцо.
Определенного уровня взаимодействия удалось достичь даже в отношении Боснии и Герцеговины, однако из-за множества причин, в том числе отсутствия денег и неумения подчиняться центральному командованию, отрезанную от Сербии страну пустили только в "предбанник" НАТО, и в 2011 году все переговоры на эту тему прекратились. В 2014 году представители Альянса заявили, что Босния и Герцеговина больше не стратегический партнер и не станет членом НАТО. Правда, в 2019 году госсекретарь США Помпео внезапно призвал Боснию и Герцеговину вернуться "на путь истинный" и предложил вновь обсудить вступление страны в организацию.
С самой Сербией договориться не получилось — в двадцатую годовщину агрессии НАТО против Югославии министр обороны Сербии Александр Вулин заявил, что Белград никогда не вступит в альянс.
После установления единоличного контроля американцы продолжают держать "высокий градус напряженности" в регионе. К примеру, в 2018 году (уже бывший) министр обороны США Джеймс Мэттис обвинил Россию в попытках помешать Македонии вступить в НАТО. До него резкие выпады в адрес России делал и президент Черногории Мило Джуканович.
"Мягкую силу" в отношении Белграда уже применяют. Взять хотя бы нынешние протесты в Сербии, которые начались с экономических и политических требований, а закончатся, вероятно, требованиями признать Косово. Конечная цель у таких заявлений одна. Правда, в своем стремлении подчинить Балканы единоличному контролю США могут дойти и до прямого (в том числе и вооруженного) свержения власти в Сербии. После этого "на волне перемен" новая власть может попроситься в НАТО.
Что касается военных баз в регионе, ситуация с ними крайне непростая. Несмотря на то что Черногория стала членом НАТО, от строительства военных объектов на территории страны в НАТО отказались. По крайней мере, пока. Единственное, что удалось построить, — полигон для обучения войск и маневров с участием сил Альянса в Синяевине.
Понять, но не простить
Президент Сербии Александр Вучич, выступая с речью в 20-ю годовщину начала ударов по Югославии, отметил, что страна должна простить НАТО за бомбардировки. И хотя Вучич добавил, что сербский народ против вступления в Альянс, в Вашингтоне призыв "простить" могут воспринять не совсем так, как ожидается.
Попытка "затащить" Сербию в НАТО может состояться уже в ближайшем будущем. Произойти это может сразу после того, как в ходе протестов оппозиция может потребовать узаконить отношения страны с Альянсом в честь примирения. Поставить Сербию на колени проще всего через референдум, провести которой могут под предлогом обеспечения безопасности в регионе.
На пути вступления Сербии в НАТО стоит немало препятствий. И жажда мести сербов за сотни тысяч загубленных жизней (как бы это страшно ни звучало) не самая большая проблема для Вашингтона. Ключевая задача — добиться от официального Белграда признания Косова, чего при президенте Вучиче не случится точно.
Если президент страны "пойдет в отказ", есть и другой способ решить эту проблему. В качестве грубой силы могут быть использованы косовары. Жители Косова уже имеют подобный опыт: в 2001 году албанские волнения в стране перекинулись на соседнюю Македонию, из-за чего случилась маленькая, но очень кровавая война, которую удалось завершить лишь после вмешательства ООН и других "третьих сил".
Тогда албанские сепаратисты едва не смяли македонские силы безопасности. Каких успехов косовары могут добиться при поддержке США, можно проследить на примере Грузии, которую к войне с Осетией американцы готовили на протяжении нескольких лет. Если бы не вмешательство российской армии, операция "Чистое поле" завершилась бы за несколько часов.
Площадки для самолетов НАТО
Решить проблему с Сербией военным путем НАТО не может. Однако собственную армию республика создает вопреки требованиям Альянса, но под неусыпным контролем со стороны США. В 2018 году в Косово объявили о создании Министерства обороны, которое должно объединить почти 10 тыс. человек. В НАТО такие стремления осудили, а вот в США считают, что каждый имеет право на безопасность. Не исключено, что такой подход и станет еще одной точкой разлома в отношения США и НАТО, поскольку Косово находится под полным контролем Америки.
Правда, действовать против Сербии на земле в НАТО и не планируют. В 2018 году аэродром для истребителей с высокоточным оружием начали строить рядом с албанским городом Кучова. Точные спецификации объекта не указываются, однако премьер-министр республики Эди Рама отмечал, что объект будет возведен в рамках стандартов НАТО. А это значит, что аэродром будет в состоянии принимать самолеты любого типа — от истребителей до бомбардировщиков.
До хранения тактического ядерного оружия как в турецком Инджирлике дело, конечно, не дойдет, но разместить на авиабазе с десяток-другой истребителей, вооруженных крылатыми ракетами с обычной боевой частью, НАТО вполне может.
Другим плацдармом для размещения американских войск стала Болгария. На территории страны единовременно могут размещаться до 5 тыс. военнослужащих, а договор аренды военных объектов продлен до 2026 год. Кроме сухопутных войск с тяжелым вооружением, в Болгарии есть и военная авиация. Самолеты ВВС США размещены на двух объектах — аэродроме "Безмер" и авиабазе "Граф Игнатьево".
Дополнительно США планировали разместить в Болгарии несколько эсминцев с ракетами "Томагавк", однако до реализации этих планов далеко, да и большого смысла ради “сдерживания" одной только Сербии в этом случае нет.
Но планы военного присутствия напрямую зависят от того, как ведет себя руководство Сербии. Пока президент страны сохраняет курс на близкие отношения с Россией, США будут держать "порох сухим".