В конце лета прошлого года в Европе разразился самый крупный за последние десятилетия миграционный кризис. В Старый Свет устремились десятки тысяч беженцев с Ближнего Востока. Сегодняшняя фотоподборка посвящена тому, что сейчас происходит в лагерях беженцев по всему “периметру” Сирии, а также в перевалочных пунктах по пути в Западную Европу.
Азаз, Сирия
Азаз – город, который располагается на самом севере сирийской провинции Алеппо. В течение нескольких лет тут было относительное затишье, из-за чего в Азаз бежало большое количество сирийцев из северных провинций страны.
О жизни в лагере можно судить в основном по фотографиям турок-волонтеров, которые находятся в лагере – сами беженцы редко снимают свой быт на камеру.
Тут и там сушится одежда.
Кто может себе позволить, выезжает в Турцию на минивэнах, стремясь переждать войну в соседней стране.
Сегодня Азаз перестает быть спокойным местом. Контролирующие его боевики постепенно отступают под натиском курдов, наступающих с запада. Остановившимся близ Азаза беженцам придется либо уйти на север – в Турцию, либо в Европу.
Мафрак, Иордания
Те, кто бежит с юга Сирии, обычно направляются в Иорданию. Здесь они селятся в лагере Затари, который расположен неподалеку от города Мафрак. Сегодня там находятся около 80 тысяч человек, что делает его одним из крупнейших в мире лагерей беженцев.
Бекаа, Ливан
В долине Бекаа ютятся десятки тысяч беженцев из Сирии. Ситуация здесь на грани гуманитарной катастрофы – неудивительно, что люди вынуждены бежать дальше в поисках лучшей участи.
Лесбос, Греция
Те, кого не устраивают Турция, Иордания и Ливан, держат свой путь в Старый Свет. Маршрут в Западную Европу давно известен, главное – переправиться через Эгейское море на один из греческих островов. Там для беженцев создано большое количество лагерей, где они набираются сил для пешего перехода через еще дюжину границ. На островах их ждут сносные условия проживания, а в лагере Мориа на острове Лесбос – еще и бесподобные закаты.
В море беженцев вылавливают спасательные суда. По прибытии на остров средства спасения сваливаются в кучи прямо на берегу.
Прибывшие в лагерь беженцы в очереди за сухой одеждой.
На острове Лесбос немного чище, чем в большинстве лагерей беженцев на Ближнем Востоке.
Однако, и на Лесбосе привычный образ жизни некоторых беженцев берет свое.
Кому-то из вынужденных мигрантов повезло и они живут в более капитальных строениях, нежели двухместные палатки.
Так живут те, кому повезло меньше.
Одеяла – огромная проблема на Лесбосе. Они выдаются каждому беженцу, но из-за того, что пледы трудно носить с собой, мигранты их попросту выкидывают. В итоге на острове образуются целые горы одеял.
Вопреки расхожему мнению, через Турцию в Европу попадают не только беженцы с Ближнего Востока. Вот, например, афганцы Маджид и Рафик.
Красноречивое граффити на одном из помещений в лагере.
Идомени, Греция
Осенью прошлого года расположенная на севере Греции деревенька Идомени стала знаменитой. Она превратилась в один из основных пунктов транзита беженцев – через Идомени и расположенный рядом пункт пропуска на македонской границе ежедневно проходят около пяти тысяч человек. На днях ситуация здесь обострилась из-за того, что Македония закрыла границу для беженцев из Афганистана.
Привычная картина – палатки.
Одна из многочисленных очередей на границе.
Кто-то предпочитает не ждать.
Другим приходится греться у костров, дожидаясь своей очереди.
Если еще прошлой осенью большинство беженцев после Греции продолжали путь по одному и тому же маршруту, то теперь многие пробираются через недружелюбно настроенные Балканы несколькими путями. Некоторые “всплывают” уже в Германии. Вот, например, фотография добравшихся до Берлина беженцев, сделанная в паре кварталов от знаменитой Александерплац.
Некоторые из беженцев находят путь к сердцам одиноких немок, благодаря чему получают более комфортные жилищные условия.
Кале, Франция
Лагерь на севере Франции, который образовали беженцы, стремящиеся в Англию, был известен еще до последнего миграционного кризиса. Из-за особенностей пребывания он получил неофициальное название “джунгли”.
В 2009 году власти снесли мигрантский самострой, но мигранты сумели восстановить его и сделать еще больше. В эти дни лагерь в очередной раз сносят, так что фотографии оттуда, возможно, станут последнем напоминанием об утрамбованных в землю “джунглях”. По соседству, между тем, уже построен “новый Кале” из металлических жилых блоков.
Некоторые беженцы щеголяют “айфонами”.
Другие – находят способ расслабиться с кальяном даже в ужасающих условиях лагеря в Кале.
Кто-то играет в футбол.
Грязь, грязь, и еще раз грязь – в этом все французские “джунгли”.
А за оградой уже высятся белые вагончики “нового Кале”...