Общество

Эксперты обсудили роль Telegram в медиапространстве

Эксперты обсудили роль Telegram в медиапространстве
Эксперты обсудили роль Telegram в медиапространстве

На площадке медиафорума стран СНГ "Развитие медиа в меняющемся мире" состоялась сессия "Telegram-каналы как самые быстрорастущие медиа".

Сегодня Telegram-каналы являются одними из авторитетных источников информации, несмотря на то, что история взаимодействия органов власти с этим мессенджером была непростая. Так, в 2018 году предпринимались достаточно радикальные меры по блокировке мессенджера. Эксперты указали на то, что после снятия блокировки администрация платформы стала более активно идти на контакт с российскими правоохранительными органами в вопросе ограничения доступа к противоправному контенту.

Однако ситуация остается неоднозначной. В Telegram новости о любом громком событии или происшествии разлетаются сиюминутно, порой опережая заявления официальных ведомств и СМИ. Подобный информационный шум содержит большое количество непроверенных данных и фейков. Именно поэтому, как считают эксперты, в современном обществе более актуальным становится законодательное регулирование распространения фейковой информации, поскольку новый смысл возникает в контексте появления намеренной дезинформации на мировом уровне и попытки вторгнуться, повлиять на политические процессы, общественное мнение и, конечно, на получение финансовой выгоды.

Именно деструктивный контент, в том числе связанный с насилием и употреблением наркотиков, часто обретает популярность в Telegram. Это особенно опасно с учетом того, что площадка широко распространена среди молодежи и детей. Многие российские школьники сегодня имеют Telegram-канал, в котором рассказывают о своей жизни.

Генеральный директор АНО "ИРИ" Алексей Гореславский отметил, что, по данным крупных мобильных операторов, рост интернет-трафика, приходящегося на Telegram, за год составил от 35% до 100%. Увеличение роли мессенджера заметно и по проектам Института развития интернета. В 2021 году на долю Telegram приходился лишь 1% от 2,5 млрд просмотров контента, продвигаемого ИРИ. В 2022 году эта цифра выросла до 6%.

"В 2023 году, мы прогнозируем, примерно 25% придется на долю Telegram" — добавил эксперт.

Кроме того, в 2023 году каждый третий проект, поддержанный ИРИ, выбирал для себя Telegram как одну из площадок для реализации и продвижения своего продукта. По словам Алексея Гореславского, заметно, что аудитория у мессенджера действительно вовлеченная.

"В Telegram читают и смотрят контент, а не просто пролистывают", — акцентировал внимание спикер.

Площадка выходит в лидеры по определенным направлениям контента, вытесняя тот же YouTube. По словам главы ИРИ, для новостного видео, короткометражного видео и авторского контента Telegram уже становится одним из приоритетных каналов распространения.

По мнению директора по коммуникациям АНО "Россия — страна возможностей" Сергея Коляды, пользователей привлекает то, что мессенджер сочетает в себе все: личную переписку, рабочие чаты, каналы с полезными или развлекательными материалами. На руку Telegram играют пуш-уведомления, формат коротких сообщений и возможность сохранять анонимность. Кроме того, важно, что площадка стала конкурентной альтернативой для запрещенных соцсетей.

Первый заместитель генерального директора АНО "Диалог Регионы" Кирилл Истомин в свою очередь отметил, что Telegram достаточно активно используют в своей работе государственные организации и представительства. Спикер напомнил, что в прошлом году в силу вступил федеральный закон, обязывающий все государственные учреждения и ведомства вести каналы в социальных сетях. В контексте этого нововведения выросла и Telegram-активность государственных структур, хотя создавать канал в мессенджере ФЗ и не требует.

Данные исследований говорят, что в Telegram ведут активность около 18,5 тысяч госпабликов, общая аудитория которых составляет 5 миллионов пользователей. Таким образом мессенджер служит делу цифрового суверенитета России.

"Мы рассматриваем историю с госпабликами, прежде всего, как элемент нашего цифрового суверенитета и один из инструментов, который позволяет, вести аудиторию на российские площадки", — заключил Истомин.