Общество

Власти Москвы рассматривают план полного отказа от использования труда мигрантов на стройках столицы

Власти Москвы рассматривают план полного отказа от использования труда мигрантов на стройках столицы

Власти Москвы готовят план решения кадрового кризиса на столичных стройках, одним из аспектов которого будет полный отказ от использования труда мигрантов. Об этом рассказал РБК заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.

Он пояснил, что из-за внушительных масштабов строительства по программе реновации городу не хватает рабочих и инженеров, дефицит оценивается примерно в 40%. Проблема усугубилась пандемией, за время которой многие гастарбайтеры вернулись на родину, осталось лишь 40 тысяч из 120 тысяч человек. Выходцев из Таджикистана заменили в основном рабочие из Узбекистана и Киргизии. При этом на стройках стало больше жителей Подмосковья.

"Стало больше жителей Московской области, но на объект нельзя просто прийти. Быть хорошим штукатуром — это искусство, делать кирпичную кладку — вообще нет специалистов, — объясняет Бочкарев и отмечает, что стало сложнее найти кадры на зарплату, которая до этого считалась хорошей. — Средняя зарплата мигранта на стройке сейчас где-то 50–60 тысяч рублей. А была 30 тысяч. Но многие уже и за 80 тысяч не хотят работать".

Он поставил задачу своему департаменту разработать такой план, который позволит обойтись без иностранной рабочей силы на столичных стройках. Процесс строительства, по словам Бочкарева, должен требовать в три раза меньше людей, при этом зарплата у рабочих и скорость возведения объекта должны быть в 2–3 раза выше. Добиться этого можно благодаря применению современных технологий.

Первое — технологические решения процесса возведения объекта. Например, можно собирать узел распределения воды на объекте, а можно его собрать на линии. Дальше — механизация процесса. Я работал в США, Великобритании, Швеции и т. д. Конкретный пример — компания Skanska, бетонируется пятно под монтаж большой колонны. Бетонирует один человек, швед. Он весь обвешан инструментами. Весь процесс проектирования и стройки сделан так, чтобы минимизировать количество работающих. Но работающие подготовлены гораздо лучше. Другой пример — оштукатуривание стен. Можно поставить четырех рабочих, а можно поставить одну станцию, которая наносит раствор на стену.

На ряде объектов в качестве эксперимента уже применяются подобные методы, отметил вице-мэр. Еще одним важным аспектом он назвал образование в строительной сфере и привел пример западных стран, где большое внимание уделяется не только инженерным специальностям, но и организации процесса — методам управления стройкой, которые у нас занимают в обучении скромные 10–15% времени.