Ровно через неделю состоится одно из главных политических событий года – выборы президента США. Результаты опросов и эксперты до сих пор не могут точно дать ответ на вопрос о том, кто станет победителем, Хиллари Клинтон или Дональд Трамп. Чтобы лучше разобраться в мотивах и целях кандидатов, Ruposters поговорил с американским редактором сайта The Moscow Times и известным исследователем политического Рунета Кевином Ротроком.
- Кевин, как специалист по медиа и социальным сетям, как ты можешь оценить эту избирательную кампанию? В чем ее кардинальное отличие от других предвыборных гонок последних лет?
- Во-первых, я должен сказать, что я не специалист по американской политике, и я слежу за этими выборами, наверное, как обычный американец, то есть я иногда читаю что-то об этом или смотрю по телевизору.
На мой взгляд, кардинальное отличие этих выборов от других в том, что на этот раз у США появился настоящий кандидат-популист - Дональд Трамп, нарушающий множество традиций американской партийной политики.
- Из вскрытой почты соратников Хиллари стало ясно, что некоторые СМИ высылают демократам свои материалы на вычитку, а USA Today открыто заявила, что отказывается от своей традиционной политики нейтралитета, и в этой кампании поддерживает Хиллари Клинтон. Почему это произошло именно в этом избирательном цикле?
- То, что USA Today заявила о поддержке Клинтон, или что некоторые СМИ, может быть, высылают материалы на вычитку, я не могу комментировать. Я не знаю, что произошло, почему в USA Today изменили своей традиции, но я не вижу в этом ничего страшного. Это частная компания, и все другие ведущие СМИ на Западе (мне кажется) давно решили заявлять о своих пристрастиях на выборах. Я не работаю в американской прессе, так что не могу сказать, является ли нормальной практикой согласование материалов с политиками.
- Трамп постоянно жалуется, что его деятельность в СМИ освещается недостаточно или некорректно, однако несмотря на это у него получается удерживать свой рейтинг на довольно высоких позициях. Чем это можно объяснить?
- Когда он подвергает сомнению соглашения о свободе торговли (например, NAFTA), или намекает на то, что США могут отказаться заступиться за союзников в НАТО (если они не дали нам денег), Трамп говорит то, что многим в Америке хочется слышать.
До этих выборов и, может быть, до сих пор, вашингтонская элита не поняла, сколько людей в этой стране, которых сильно достали грандиозные планы о роли США в мире. Я не социолог, но мне кажется, что многие мои соотечественники считают себя заложниками и жертвами этого процесса. В рабочем классе разозлены аутсорсингом корпораций, и об этом Трамп говорит при каждой возможности.
- Пожалуй, главной движущей силой Трампа стала активная в интернете консервативная молодежь, которую принято называть Alt-right (альтернативные правые). Можешь рассказать, как и когда это объединение сформировалось?
- Alt-right не является главной движущей силой Трампа. В интернете, да, эти люди очень активные, громкие и страшные, но это маргинальное движение. Хотя в направлении мыслей этих людей можно найти более радикальные варианты тех идей, которые импонируют избирателям умеренных взглядов. Например, популярная среди "голубых воротничков" анти-иммигрантская риторика принимает у alt-right форму откровенного расизма.
- Очень многие американцы жалуются, что от обеих партий идут абсолютно непривлекательные политики, однако на рейтинге других кандидатов это сказывается незначительно. Почему выдвиженцы "зеленых", либертарианцев или "Партии Конституции" не пользуются моментом, чтобы укрепить свои позиции?
- Вы правы, что многие американцы жалуются на обе партии - Республиканскую и Демократическую. К сожалению, другие кандидаты, по-моему, просто несерьезные политики на общегосударственном уровне. Джилл Стайн - конспиролог, а Гэри Джонсон предлагает налоговую политику, которую сам не может объяснить даже на элементарном уровне.
Ирония здесь в том, что они жалуются на игнорирование американскими СМИ, хотя именно это и идет им на пользу. Я имею в виду, что эти кандидаты настолько ужасны, что невнимание СМИ делает Стайн и Джонсона более привлекательными для неопределившихся избирателей.
По-моему, что-то подобное (но в другом виде) происходит в России, где невнимание федеральных СМИ дает антипутинской оппозиции повод для дискуссии о несправедливости политической системы. На самом же деле, эти политики и активисты просто не очень привлекательны типичному гражданину.
- Мы в России не могли не заметить, что наша страна и наш президент упоминаются в ваших СМИ и на дебатах кандидатов значительно чаще, чем раньше, являясь одной из разделительных тем между Клинтон и Трампом.
- Когда Трамп говорит о том, что ему хочется наладить хорошие отношения с Путиным и Россией, это трудно понять, ведь в глазах американского общества Путин является деспотом. Так почему кандидат в президенты стал бы говорить теплые слова о страшном русском деспоте?
По-моему, Трамп пытается дать понять избирателям, что ему неинтересно продолжать политику вмешательства, которую мы видим в американском геополитическом статусе-кво. Есть определенная доля электората, которая приветствует такую риторику.
Сейчас хороший русский ватник, наверное, думает: "Ух ты! Было бы замечательно, если бы америкосы выбрали Трампа". Но все не так просто, ребята. Да, Трамп намекает, что он готов отказаться от того, что в Вашингтоне уже много десятилетий считается геополитическим обязательством. Но он также говорит о том, что у России слишком много ядерного оружия. Он спрашивал, почему американский флот не открыл огонь, когда российский самолет в опасной близости совершал маневры над американским эсминцем в Балтийском море. Да, он говорит жестко о союзниках, которые якобы не платят нам "взносы", но он также заявляет, что готов развязать войну против тех, кто тронет наших союзников, платящих эти "взносы".
Никто не знает, чего ожидать от президента Трампа - особенно сам Трамп, который просто реагирует популизмом на каждую сложившуюся ситуацию. Сегодня в этой президентской гонке он решил, что его сторонники устали от неолиберального подхода. Это значит, что он должен раскритиковать NAFTA и т.д. Завтра, может быть, его сторонники начнут говорить о том, что Россия или Китай “понимают только силу”, и Бог знает, что Трамп сделает в этой ситуации. С популистами об этом можно только догадываться.
- Действительно ли Россия – такая важная для американцев тема, или ее обсуждение форсирует штаб Хиллари? Будет ли "русский фактор" играть заметную роль при голосовании?
- Я не думаю, что Россия действительно важна для большинства американцев, но я понимаю, почему штаб Клинтон часто о ней говорит. Дело в том, что, обсуждая Россию на этих выборах, Клинтон хочет показать избирателям, что происходит в мире – влияние США снижается, и якобы при Трампе это только усугубится. Риторика здесь о России, но главная идея о чем-то большем: о том, что мир страшен и хаотичен, и без лидерства США мы вернемся к условиям, существовавшим до Второй мировой Войны. В мир, где "дипломатия равновесия сил" ежедневно держит страну в опасности. По-моему, это – центральная идея неоконсерватизма, являющегося базой "Вашингтонского консенсуса". Я сейчас не говорю о том, правильная ли эта позиция, но мне кажется, что контекст предвыборного обсуждения России именно таков.
- И, наконец, как ты думаешь, кто победит на этих выборах, и чего нам, россиянам, ждать от нового президента США?
- Я не Нострадамус, но по опросам кажется, что Клинтон победит. От Клинтона Второго россияне, наверное, могут ждать сохранения плохих отношений между нашими странами. Во взломах Демократической партии Клинтон, очевидно, считает виноватым лично Путина, а в Белом доме пообещали симметрично ответить на взлом. У России будут свои президентские выборы в 2018 году. Посмотрим, что будет.