Динамика цен на бензин – один из самых распространенных поводов для недовольства российских автомобилистов. Люди жалуются на то, что, чтобы ни происходило с ценами на нефть, их расходы на топливо неизменно растут, и с завистью смотрят на некоторые нефтедобывающие страны, где государство субсидирует цены на бензин. По их мнению, главные виновники удорожания топлива – нефтяные компании, которые в случае падения цен на нефть перекладывают снижение своей прибыли на плечи рядовых граждан. В действительности динамика цен на бензин в России мало отличается от остального мира, но ситуацию искажает курс рубля, который, в свою очередь, сильно зависит от доходов страны от экспорта энергоресурсов.
Средняя цена литра АИ-95 по России в долларах и рублях.
За минувший год мир стал свидетелем резкого обвала цен на нефтяном рынке, с более чем $100 за баррель до почти $40. Тем не менее это мало повлияло на стоимость бензина для конечных потребителей. Весь конец 2014 года его цена только росла, а в 2015 году после небольшого снижения в первом и втором кварталах возобновила рост, превысив 37 рублей (для АИ-95). Однако, если пересчитать цену в долларах, то можно заметить, что она практически полностью повторяет динамику нефтяных котировок – если в сентябре 2014 года литр АИ-95 стоил почти доллар, то спустя год его цена снизилась наполовину. Поскольку доля энергоресурсов в экспорте России составляет около 70%, снижение цен на нефть неизменно будет сопровождаться сопоставимым падением курса рубля, так что ждать в этом случае падения стоимости бензина не приходится.
Сравнение динамики цен на бензин в России и стоимости барреля нефти (в долларах).
Вряд ли это как-то утешит российских автолюбителей, но российский бензин на сегодняшний день является самым дешевым в Европе. Примечательно, что в лидерах этого списка оказались Норвегия (нефтедобывающая страна) и Нидерланды (крупный производитель бензина) – долларовая цена бензина в этих странах более чем в 3 раза больше цены в России. В большинстве стран стоимость бензина является вопросом долгосрочной экономической политики, и в процесс его ценообразования вмешивается государство. Некоторые страны, такие как Норвегия и Нидерланды, вводят дополнительные акцизы и налоги, другие, как Саудовская Аравия и Венесуэла, напротив, субсидируют цены. Большинство же стран в той или иной форме сочетают эти два подхода таким образом, что определить конечный результат не всегда представляются возможным.
Ситуация в России также остается запутанной. Согласно докладам Международного валютного фонда и Организации экономического сотрудничества и развития, наша страна входит в тройку лидеров по субсидированию цен на энергоносители, наряду с Китаем и США. И это несмотря на то что около половины цены бензина составляют налоги. Поэтому часть экспертов полагает, что бензин в России слишком дешевый, поскольку государство субсидирует цены на него с помощью налога на добычу природных ресурсов и экспортных пошлин. Их оппоненты, напротив, считают, что из-за чрезмерных налогов или несовершенной конкуренции на рынке цены на заправках значительно выше, чем они могли бы быть.
Цены на бензин в Европе (в долларах за литр) на 28 сентября 2015 года.
С учетом особой важности цен на бензин для экономики страны и пристального внимания к рынку антимонопольного ведомства, трудно представить себе, что нефтяные компании компенсируют свои потери от экспорта нефти за счет автолюбителей. Тенденция к росту цен на бензин объясняется, прежде всего, сильной зависимостью курса рубля от мировых нефтяных цен. Налоговая нагрузка, технологическая отсталость нефтеперерабатывающих заводов в России и картельные сговоры на рынке тоже играют свою роль, но она не является определяющей.