Статьи

Соцсети — не игрушка: что стоит за планами Facebook и Instagram защитить детей

Соцсети — не игрушка: что стоит за планами Facebook и Instagram защитить детей

Facebook объявил о введении возрастных ограничений в принадлежащем ему сервисе Instagram. По мнению ИТ-гиганта, это позволит обезопасить несовершеннолетних пользователей от неподобающего контента. Однако эксперты считают, что детям в принципе не стоит пользоваться соцсетями.

30 августа администрация Facebook сообщила о введении в Instagram ограничения, призванного сделать использование соцсети более безопасным для несовершеннолетних. Вскоре пользоваться сервисом без указания даты рождения станет невозможно. Как говорится в официальном заявлении Facebook, Instagram начнет запрашивать у пользователей дату и год рождения в случае, если они их еще не указали. После повторных отказов указать ее доступ к приложению будет прекращен. При этом в марте 2021 года стало известно, что корпорация разрабатывает специальную версию Instagram, которой смогут пользоваться дети младше 13 лет.

В конце июля 2021 года представитель молодежных продуктов Facebook Павни Диванджи заявила, что "поощрять подростков использовать приложения, соответствующие возрасту и контролируемые родителями, — это правильный путь". Глава Instagram Адам Моссери отметил, что цель создания новой версии приложения — обеспечить родителям "прозрачность и контроль" действий их ребенка в социальных сетях, а также его безопасность. Однако эксперты сомневаются в искренности намерений ИТ-гиганта, сообщает Discover Magazine.

В апреле активисты одного из американских движений, в которое входят специалисты в области здравоохранения, педагоги и члены правозащитных групп, отправили письмо основателю Facebook Марку Цукербергу с призывом приостановить запуск приложения. Авторы письма ссылаются на многочисленные исследования, свидетельствующие о том, что чрезмерное использование подростками соцсетей приводит к ожирению, неустойчивому психологическому состоянию, ухудшению качества сна, а также к депрессии и суицидальным мыслям.

Эксперты также отмечают, что вместе с рекламой социальные сети также способствуют развитию буллинга и могут нарушить процесс формирования детской психики.

"В конечном счете социальные сети учат молодых людей воспринимать себя как товар, продавать себя своим друзьям, чтобы завоевать большую популярность на этих сайтах и собирать лайки и подписчиков, — считает исполнительный директор Fairplay Джош Голин. — Детям, которые только начинают формировать свою идентичность, такая обратная связь может сильно навредить. Соцсети навязывают, что правильно или неправильно, однако основываются они не на чувствах пользователей, а на выгоде онлайн-платформ в целом".

Американская академия педиатрии (AAP) также заявила, что дети особенно восприимчивы к рекламе. По данным AAP, способность распознавать попытки манипуляции появляется у детей только в возрасте 7 лет. Большинство же из них только после 12 лет осознает, что транслируемая реклама служит для заработка денег. И даже когда юные пользователи знают, что ими манипулируют ради чьей-то выгоды, они с трудом сопротивляются маркетинговым уловкам.

Американские ученые заявляют, что принципы работы социальных сетей могут не соответствовать благим интересам пользователей. "Вся суть технологических компаний заключается в том, чтобы привлечь людей. Чем больше у цифровых площадок кликов, тем больше доходов от рекламы. И, к сожалению, больше всего реакций в Сети получает именно негативный контент. В нынешней системе [социальных сетей] не стоит быть милым и вежливым. Это означает, что алгоритмы учат детей по всему миру быть злыми", — считает председатель Совета AAP по коммуникациям и средствам массовой информации Нушин Аминуддин.

Исчерпывающая информация о возрасте пользователей, как в случае с вводом возрастных ограничений, так и в случае создания специализированного приложения для детей, позволит алгоритмам Instagram еще более эффективно таргетировать рекламу на совершеннолетних пользователей. В конечном итоге это поможет сервису зарабатывать больше, подбирая более релевантную рекламу для каждого сегмента аудитории.

Проблема регулирования рекомендательных сервисов онлайн-платформ в настоящее время активно обсуждается властями различных государств. В России законопроект о регулировании алгоритмов соцсетей может быть представлен уже этой осенью. Об этом 29 августа в рамках форума "Российская креативная неделя" сообщил депутат Государственной думы РФ Антон Горелкин.