Площадь лесных пожаров в России превысила 3 млн гектаров. В четырех субъектах РФ введен режим чрезвычайной ситуации. Дмитрий Медведев поручил начать проверку версии поджогов в Сибири и на Дальнем Востоке. Есть мнение, что так могут скрывать незаконную вырубку леса. Президент распорядился подключить военных. В сети между тем набирают популярность петиции, призывающие срочно бросить все силы на тушение пожаров в Сибири. Ирина Фиш — о том, как обычное природное явление раздули до катастрофы.
Миллионы лет назад по всей планете бушевали грозы, чем-то похожие на нынешние тропические, но гораздо мощнее. В результате возникали наводнения — такие, что мы и представить себе не можем, бурные потоки воды сносили все на пути. А там, куда вода не доставала, возникали пожары — бесконечные молнии били в деревья, огромные хвощи и папоротники, первые хвойники, и те массово горели.
В болота падали и сгоревшие, и снесенные потоками воды, и умершие естественным образом доисторические деревья. Со временем, под давлением пород земной коры и высокой температуры, образовались огромные линзы каменного угля. Этот период в истории нашей планеты получил название каменноугольного периода палеозоя. Жаль, что тогда не было СМИ и некому было стенать, что все погибло, сгорело, теперь никогда не будет никаких лесов, образуется безжизненная пустыня. Однако на месте сгоревших лесов вырастали новые, которые со временем тоже погибали, сгорали или сносились потоками воды. И цикл повторялся и повторялся миллионы лет.
Цикл продолжается, конечно, не в таких масштабах, но в тех местах планеты, где много лесов, например, в джунглях Амазонки или в сибирской тайге, это происходит каждый год. И каждый год мы слышим знакомый рефрен: все погибло, тайге (джунглям, лесам Калифорнии и Австралии) конец, скоро мы останемся в пустыне, власти бездействуют. И тут же назначается виновный — турист, пастух, местные жители, злые лесорубы. А спасителями назначаются псевдоэкологи, которые "бьют тревогу".
Мало кто знает, как выглядит тайга, протянувшаяся на многие тысячи километров в Сибири. Думают, что это прекрасный парковый хвойный лес, куда приезжают коварные лесорубы и вырубают там мачтовые сосны и ели. А потом устраивают пожар, чтобы скрыть следы преступления. Нет, это не так. Тайга — это непроходимые места, где валяются упавшие огромные мертвые деревья, покрытые мхом, стоят старые сушины, свободных, не заросших мест нет, пройти там невозможно. А в ущельях либо горные речки с заболоченными берегами, либо просто непроходимые болота. Какие уж там туристы и пастухи, даже местные жители туда не заходят и не заезжают. Максимум охотники зимой на лыжах, когда болота замерзают. И все это на протяжении сотен километров. И там регулярно возникают пожары.
Мне довелось видеть последствия такого пожара в Южном Прибайкалье. Зрелище очень грустное — мертвый черный лес. А проводник рассказывал, что тайга горит регулярно и в этом нет ничего противоестественного, мол, скоро на этом месте вырастет трава, потом кустарник, а потом вытянется новый лес. Который состарится, высохнет, упадет, а потом гроза, молния и новый пожар. Все местные жители об этом знают и относятся к таким пожарам как к любой природной стихии.
Бывают антропогенные пожары? Несомненно. И туристы бросают не затушенные сигареты, и пастухи могут не полностью потушить костер, и местные балбесы оставляют огонь, а то и специально поджечь могут. Никто не спорит с тем, что незаконные вырубки тоже ведутся, и вполне вероятно, что на этих местах устраивают пожары, чтобы скрыть следы незаконной деятельности.
Люди, живущие в лесистой местности, знают, как спасти свои поселки от пожаров, и эту борьбу ведут постоянно. Чаще всего границу леса окапывают, то есть вдоль нее распахивают полосу земли. От лесного пожара этот способ не спасет, но не даст ему перекинуться на жилые постройки. Кроме того, ведется постоянный мониторинг пожароопасных ситуаций. А в случае возникновения пожаров рядом с поселками устраивают так называемые палы — встречный вал огня. Но эти меры не всегда помогают от стихии, как произошло в Хакасии в 2015-м году, когда из-за сухой погоды и шквалистого ветра огонь палов перекинулся на населенные пункты, погибли 32 человека, сгорело 1200 домов, а около 6500 человек осталось без жилья. К декабрю 2015-го года уже было построено 1243 новых дома, вся инфраструктура, а пострадавшим жителям из федерального бюджета выплатили 580 миллионов рублей. Кстати тогда, в 2015 году в общей сложности сгорело 2,5 миллиона гектаров леса. В 2014-м — около 1,5 миллионов гектаров, в 2016-м — 2,4. А в 2013-м — почти 4 миллиона. Это зависит от погоды. В дождливую, очевидно, горит меньше, чем в сухую и жаркую.
В этом году горит уже больше 3 га лесов, что на 12% превышает площадь пожара в прошлом году. Ситуация осложняется тем, что те же регионы только что пострадали от наводнений. Пожары начались в середине июля, их эпицентр — Якутия, северные районы Иркутской область и Красноярского края. Режим ЧС введен в 4 областях, огонь уже вплотную приближается к населенным пунктам, но, как сообщают местные власти, угроз им нет. Но в некоторых районах задымление настолько сильное, что были закрыты аэропорты, а люди жалуются на головные боли, проблемы с дыханием, кашель. Дымный шлейф растянулся на тысячи километров по всей Западной Сибири.
По данным МЧС, причины пожара в основном носят природный характер: жара в 30 градусов, отсутствие дождей и сухие грозы, когда молнии есть, а воды с неба нет. В этом году средние температуры в тех местах, где бушуют пожары, на 10 градусов выше, чем средние за период с 1981 года. Но глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов отметил, что очаги возгорания странным образом совпадают с местами, где до этого фиксировались вырубки "черных лесорубов".
Создается впечатление, что лесные пожары — попытки спрятать последствия вырубок.
Кроме того, отмечено, что местные власти медленно осваивают средства, выделенные на пожаротушение. Обещают, что "Счетная палата и Генпрокуратура разберутся".
Так почему же не тушат пожары? Конечно же тушат, но не везде. Главная причина — труднодоступность очагов возгорания в 95% случаев, то есть это территории, куда добраться практически невозможно. Авиация в случае тушения таких пожаров неэффективна, пожары в основном низовые, то есть на земле горят сухие деревья и трава. Кстати, такие пожары распространяются с огромной скоростью. То есть тушить можно только наземными способами, а это очень опасно, да и добраться туда невозможно. С помощью авиации можно тушить только верховые пожары, а это означает, что тление на земле сохранится и может дать новые очаги возгорания, особенно в местах, где есть торфяники и возникают подземные очаги. Такие удаленные территории, на которых возникли пожары, называются "зоны контроля". А территории, где есть возможность потушить пожары с помощью наземных средств, в том числе и жилые районы, называют "зонами охраны".
В зону охраны входят 147 лесных пожаров на площади 108 тысяч гектаров, именно там и ведутся активные работы. На остальных 2,7 млн гектаров потушить пожар невозможно, это зоны контроля. Уже ликвидировано 32 пожара на площади 4,5 тысячи га.
В тушении пожаров принимают участие 95% личного состава Федеральной авиалесоохраны, вся техника, из соседних областей прибыли 100 профессиональных десантников, в Красноярск вылетели 10 самолетов Ил-76 и 10 вертолетов Военно-транспортной авиации ВКС России со специальным водосливным оборудованием. В тушении лесных пожаров задействованы около 3 тысяч человек и почти 400 разного рода специальных машин. Работает космический мониторинг.
Каждый год в мире регистрируется порядка 300 тысяч случаев возгораний. В России из них — 10-20 тысяч в зависимости от года, и если смотреть по странам, то это самое большое количество, и понятно почему — у нас больше лесов. В среднем на одного жителя в Сибири приходится 12,8 га лесопокрытой площади, в наиболее лесистой Иркутской области — 21 га. (Для сравнения: в целом по России — 5 га на человека, в Канаде — 9 га, в скандинавских странах — 3 га.)
В Канаде самый крупный пожар случился в 2016 году, пожар у реки Хорс. Он распространился на территорию в 590 000 гектаров и уничтожил 2400 домов. Была проведена полная эвакуация жителей, погибли 2 человека в результате автокатастрофы во время эвакуации.
В Австралии в 2009 году в штате Виктория в результате пожара погиб 181 человек, 50 пропали без вести, было разрушено 750 домов.
Лесные пожары в штате Калифорния в 2018 году были самыми страшными по последствиям. Погибли 85 человек, уничтожено более 14 000 домов, 300 000 человек покинули свои дома. Огнем был полностью уничтожен городок Парадайс (Рай, 6500 домов), люди заживо сгорали в своих автомобилях, заблокированные пожаром. Президент США Дональд Трамп высказался так:
Единственной причиной этих масштабных пожаров в Калифорнии, которые приносят огромные убытки и в результате которых гибнут люди, — это плохое управление лесными угодьями. Миллиарды долларов выделяются каждый год, а люди продолжают гибнуть, и все из-за плохого управления лесами. Решите проблему немедленно — или федеральных средств больше не будет.
Потерявшие свое жилье стоимостью в миллионы долларов знаменитости не согласились с президентом. Они считают, что причина пожара — это неправильная политика властей в "области управления климатом". Но пожары в Калифорнии случаются чуть ли не ежегодно и всегда с человеческими жертвами.
Летом 2018-го года случился страшный пожар в Греции, унесший жизни 81 человека. Пожар возник сразу в 15 местах, мгновенно перекинулся на жилые постройки и распространялся с огромной скоростью, так что люди не успевали добежать до моря.
Надо сказать, что в перечисленных местах нет территорий, куда не может добраться пожарный в отличие от сибирской тайги или джунглей Амазонки в Бразилии. И там, и там регулярно происходят пожары, которые невозможно тушить наземными способами и которые являются исключительно природной стихией, такой же, как извержение вулкана или ураган.
Общая площадь лесов в Сибирском федеральном округе составляет 26 млн гектаров. Ежегодно, на протяжение сотен лет, горит от 1 до 4 миллиона гектаров. Задача властей — контролировать пожары так, чтобы не страдали люди и их имущество. В целом власти нашей страны с этим справляются, но хотелось бы, чтобы ущерб хотя бы в зонах охраны был меньше.