У бизнесмена, инноватора и миллиардера Илона Маска большие проблемы. Связаны они с его флагманской компанией Tesla. 1-го августа руководство этого автопроизводителя опубликует отчет о финансовых результатах за второй квартал 2018 года. И, судя по всему, они будут крайне неутешительными. Даниил Кузнецов размышляет о том, ожидает ли Tesla банкротство или же Илон Маск вновь посрамит скептиков.
Во всем мире люди делятся на две категории — одни ненавидят Илона Маска, называют его аферистом и Остапом Бендером XXI века. Другие же, наоборот, считают его главным мировым прогрессором, который приведет человечество на Марс, обеспечит всю Землю дешевым и мощным спутниковым интернетом и выведет на дороги миллионы экологически чистых автомобилей под управлением искусственного интеллекта.
Впрочем, даже отъявленные хейтеры Маска признают — он всегда держит свое слово. Пусть с большим опозданием, но большинство его обещаний сбылись. Всего три года назад чиновники из Роскосмоса крутили пальцем у виска, когда слышали об инициативе Маска по возврату и повторному использованию первых ступеней ракет. А сейчас SpaceX почти выдавил Роскосмос с рынка запусков коммерческих спутников — их услуги гораздо дешевле и надежнее.
Та же история и с Tesla — только ленивый не предрекал ей скорого банкротства начиная с 2010 года. Однако в 2016 году на официальном запуске строительства первой в мире Гигафабрики — колоссального производства литий-ионных аккумуляторов — Маск заявил: "Tesla будет делать 500 000 электромобилей в год… и для этого придется скупать весь литий мира". 1-го августа Маску впервые придется держать ответ за свои слова: перед клиентами, крупнейшими инвесторами и фондовым рынком.
Баттл по фактам
Компания Tesla была основана в 2003 году. Через семь лет она вышла на IPO (первичное размещение акций) на бирже NASDAQ. 29 июня 2010 года Маску удалось привлечь $226 млн продав 13 300 000 акций по цене $17 за штуку. К концу первого дня торгов они поднялись в цене до $17,40. Спустя еще восемь лет — 29 июня 2018 года — каждая акция Tesla стоила уже $342,95. Иными словами, Маск увеличил капитал своих первых инвесторов более чем в 20 раз. Впрочем, прямо сейчас, в преддверии важнейшего отчета, цена акций откатилась до $295 и продолжает падать, но причины этого отнюдь не в промахах менеджмента компании.
Ок, с котировками понятно. Но что насчет прибыли? Разве Tesla не убыточная компания? И да, и нет. Взглянем на график: из него видно, что выручка Tesla экспоненциально растет с момента пика продаж их первого электромобиля — спортивного Tesla Roadster. Каждый год компания значительно наращивает свои доходы, и хотя чистая прибыль (в данном случае выручка минус себестоимость товаров, операционные расходы, налоги и сборы) периодически падает, тем не менее, Tesla всегда остается в серьезном плюсе. Только в 2017 году они заработали почти $2 млрд!
Результаты первого квартала 2018 г. еще интереснее: выручка — $2,735 млрд, валовая прибыль (выручка минус себестоимость) — почти $0,5 млрд. При этом с января по март компания Илона Маска произвела 34 494 автомобиля разных марок. Количество же машин, сошедших с конвейера за второй квартал 2018 года еще больше. Согласно официальному пресс-релизу Tesla, им удалось выпустить 53 339 единиц своей продукции. А с учетом того, что даже такими темпами компании не удается закрыть все предзаказы — выручка за второй квартал будет еще выше. По мнению экспертов, ее размер составит около $4 млрд, но… Tesla все равно покажет огромный убыток.
Безумная гонка
Как же это возможно? Ответ достаточно прост. Для этого нам нужно проанализировать другой график. На нем нет данных за 2018 год, но тенденция налицо — чем больше Tesla производит автомобилей, тем выше у нее в балансе один важный показатель. Он называется накопленный дефицит нераспределенной прибыли.
Что он значит, и о чем говорит? Здесь нам придется немного погрузиться в экономику и теорию бухгалтерского учета. Когда фирма получает чистую прибыль, она может использовать ее несколькими разными способами, например, выплатить дивиденды своим акционерам или же оставить у себя в виде кассовых остатков на счетах, создать резервный фонд и т.д. Однако самый логичный вариант — вложить заработанное в увеличение производственных мощностей, исследования и разработки, поглощение других фирм. В этом случае компании не потребуется делать дополнительный выпуск акций, чтобы привлечь средства с рынка (одновременно размыв и уменьшив доли текущих инвесторов) или же брать кредит.
И все бы хорошо, но часто, если компания развивается слишком быстро, она вынуждена инвестировать гораздо больше, чем зарабатывает. Как это происходит? Предположим, у вас за 2017 год накопилось $100 000 нераспределенной прибыли, но чтобы выполнить все поступившие заказы на 2018 год, вам одновременно нужно ввести новые производственные мощности стоимостью $80 000 и увеличить запасы деталей на $40 000. Это значит, что в балансе у вас появится накопленный дефицит в $20 000.
Как мы видим, на конец 2017 года этот дефицит составил для Tesla почти $4,941 млрд. А в первом квартале 2018 г. он перевалил далеко за $5 млрд. Судя по прогнозам экспертов, потери во втором квартале могут быть еще выше — $2,6-2,8 на каждую акцию. Такие показатели нормальны для стартапа, но Tesla уже 15 лет. Это зрелая компания, поэтому неудивительно, что предыдущий, майский отчет уронил котировки автопроизводителя ниже $280 за акцию.
Чем это плохо?
Во-первых, чтобы покрыть нехватку финансовых ресурсов, Маску необходимы заемные средства. Однако проблема в том, что чем выше накопленный дефицит, тем менее кредитоспособной Tesla выглядит в глазах других игроков на рынке. Уже в марте международное рейтинговое агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг компании Маска до "мусорного". Это создало автопроизводителю серьезные проблемы по размещению своих корпоративных облигаций. Проще говоря — сделало для него внешние займы очень дорогими и долгими.
Второе негативное последствие — регулярные падения котировок Tesla на фондовом рынке и общие ожидания будущего краха активизировали игру на понижение против детища Маска. Сейчас инвесторы "шортят" акции автопроизводителя (ставят на их падение) более чем на $12 млрд (крупнейший шорт-селл в биржевой истории), и, естественно, никто из них не хочет такие деньги потерять.
Может ли Маск спастись?
То что второй квартал только увеличит накопленный дефицит, понятно уже всем. Но Маск пообещал показать прибыль в третьем и четвертом кварталах 2018 года. Предпосылки для этого есть: количество заявок на новую Tesla Model 3 остается огромным — 420 000 на конец июня. Известно, что из всех произведенных за второй квартал машин 11 166 Model 3, а также 3 892 Model S и Model X были отгружены в конце квартала, а плата за них поступит в июле и августе.
Кроме того, на конвейерах удалось наладить новую систему, позволившую добиться сборки 5 000 автомобилей Model 3 в неделю. К началу августа инженеры Tesla обещали поднять производительность до 6 000 единиц продукции в неделю. Если этого удастся добиться, то с августа по декабрь компания отгрузит не меньше 120 000 столь ожидаемых потребителями машин. Поддержание такого же темпа еще на протяжении года переделает авторынок навсегда.
Параллельно Маск попросил поставщиков комплектующих вернуть часть предоплаты, что поможет радикально сократить издержки в текущем квартале, и, как минимум, не увеличить накопленный дефицит. Взамен Tesla обещает долговременное взаимовыгодное сотрудничество. Помимо этого менеджмент автопроизводителя активно договаривается о рассрочках платежей за будущие периоды.
Если все это не сработает, то у Маска остается еще несколько путей к спасению компании: реализация собственных материальных активов, резкое уменьшение НИОКР (одна из крупнейших по затратам статей), выпуск новых акций, заключение контрактов со SpaceX или даже продажа Маском части своей доли в этой космической компании. Но все это крайние меры, вряд ли грезящий Марсом бизнесмен так запросто откажется от мечты всей своей жизни.
Прогноз
Несмотря на все негативные тенденции Tesla, как минимум в ближайший год, не обанкротится. Причина этого — глобальные позитивные ожидания от крупных инвестиционных банков и хедж-фондов, готовых смириться с убытками на текущем этапе. Возможна еще более глубокая просадка котировок акций Tesla, что на руку сразу всем — игроки на понижение зафиксируют прибыль, а "крупные финансовые акулы" задешево увеличат свои доли.
Теперь все зависит от самой компании. Если им удастся нарастить объемы производства и скорость отгрузки Tesla Model 3 в ближайшие два месяца, удовлетворить огромный текущий спрос, то это будет позитивным знаком. Ситуация такова, что Маску необходимо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на плаву, а чтобы показать прибыль — бежать вдвое быстрее. И весь вопрос, что случится раньше — мир прогнется под его амбициями и изворотливостью, или он сорвется в пропасть.