Общество

"Коммерсант": Российская авиационная программа сдвигается на два года

"Коммерсант": Российская авиационная программа сдвигается на два года
Фото пресс-службы ОАК

Программа поставки новейших российских пассажирских самолетов Ту-214, МС-21, SJ-100, Ил-114 и "Байкал" сдвигается на два года, пишет газета "Коммерсант". Авиазаводы не успевают испытать лайнеры в сроки, установленные в 2022 году, и пройти сертификацию техники, в том числе по причине несоответствия ее характеристик изначально заявленным.

Как отмечает издание, Минпромторг и "Ростех" объявили о переносе сроков поставок всех российских пассажирских самолетов, разрабатываемых для замещения западного флота — поставки SJ-100, МС-21, Ту-214 и Ил-114–300 должны были начаться в 2024 году, но были перенесены на 2025-2026 гг. Сертификация самолета "Байкал" перенесена на 2024 год, начало поставок — на 2025-й.

Лайнеры не успевают пройти сертификацию, поскольку их характеристики не соответствуют тем, которые анонсировали разработчики. Так, флагман МС-21–310 получил более тяжелый планер — после замены импортных компонентов, применявшихся в МС-21-300, лайнер стал тяжелее на 5,75 т. Источники газеты пояснили, что это произошло из-за применения отечественных композитных материалов и установки новых систем.

В итоге максимальная коммерческая нагрузка новейших МС-21 снизилась до 20,3 т, с которой дальность полета составит менее 2,8 тыс. км, а по данным некоторых источников — менее 2 тыс. км. Предельная высота полета — 7 км. Без снижения массы самолета достижение плановых летно-технических характеристик будет невозможно, отмечает источник, поскольку "нельзя увеличить тягу двигателя на 20%".

В "Ростехе", комментируя эти проблемы, сообщили, что финальный облик импортозамещенного самолета будет сформирован во второй половине этого года.

"Поэтапная реализация программы снятия ограничений по мере летных испытаний позволит довести лайнер до параметров, отвечающих самым высоким требованиям авиакомпаний. Это касается и возможности обеспечения хорошей экономики эксплуатации в рамках широко принятого в российских авиакомпаниях диапазона дальности в пределах 3 тыс. км и вместимости порядка 150–170 пассажиров", - заявили в госкорпорации.

Ключевой проблемой SSJ-100 стал двигатель ПД-8, характеристики которого на испытаниях показали несоответствие заявленным.

"В конце декабря 2023 года в ходе испытаний была выявлена необходимость в проведении дополнительных работ по двигателю ПД-8. Задача — обеспечить его надежность во всех режимах и гарантировать безопасность эксплуатации", - прокомментировали проблему в ОДК, которая разрабатывает силовую установку.

По утвержденной в 2022 году комплексной стратегии развития авиаотрасли, российские перевозчики должны до 2030 года получить 1036 пассажирских самолетов, треть из которых приходится на "Аэрофлот". Поставки МС-21 должны были начаться в 2024 году, Ту-214 и SJ-100 — в 2023-м. В Минпромторге отмечают, что уже сформирован задел в виде 16 SSJ-100 и 12 МС-21 в разной степени готовности, которые "будут оснащаться российскими системами по мере их поступления". В ведомстве рассчитывают, что это позволит обеспечить "догоночный график выпуска и поставки" самолетов и к 2030 году получить 600 новых лайнеров.