Время сбора денег, промежуточных дебатов и организационной работы для кандидатов в президенты США подходит к концу. С сегодняшнего дня, 1 февраля, в Америке стартует процесс голосования. В течение следующих пяти месяцев американские избиратели выберут кандидатов в президенты, достойных представлять Республиканскую и Демократическую партии на основных выборах. Какие итоги голосования представляются наиболее реалистичными на текущий момент – в материале Малека Дудакова.
Осталось всего три дня до кокусов в Айове (собрание сторонников партии), менее двух недель — до первых праймериз в Нью-Гэмпшире (эти штаты, а также Южная Каролина и Невада называются «early primary states», т.е. штаты, с которых стартуют президентские праймериз). Подготовительная часть предвыборной кампании у большинства кандидатов в президенты США от обеих партий подходит к концу. Часто к этому моменту у республиканцев или демократов (а иногда и у обеих партий сразу ) уже имеется свой фаворит, заручившийся поддержкой истеблишмента и партийных доноров.
Но не в этот раз.
Дональд Трамп обходит своего ближайшего конкурента — сенатора Теда Круза — на 16–20%, а Хиллари Клинтон держится выше другого сенатора, Берни Сандерса, на 13–15%, но мало кто смирился, что настоящие лидеры предвыборной гонки - изначальный аутсайдер Трамп и кандидат, над которым висит угроза уголовного дела (Хиллари). В этих условиях праймериз могут принять самый неожиданный для политического класса Америки оборот.
Пожертвования основным кандидатам в III квартале 2015 года
Еще год назад вряд ли кто ожидал, что республиканский фронтраннер будет обгонять своих конкурентов сильнее, чем демократ. В мае или июне основных кандидатов-республиканцев отделяли друг от друга буквально считанные проценты, в то время как Клинтон имела рейтинг под 60%, а ее ближайший противник — немногим более 10%. Сейчас все как будто встало с ног на голову: в некоторых опросах и штатах поддержка Трампа подходит к 50%, в то время как Хиллари, похоже, ждет повторение 2008 года.
Трампу начиная с июля удалось сохранить статус фаворита, практически никогда не падая в опросах ниже первого места. Для праймериз среди республиканцев это потрясающий результат. Тем не менее у Дональда есть ряд серьезных уязвимостей, которые в теории могут стоить ему номинации. Это и достаточно либеральные позиции в ряде социальных вопросов, и история поддержки левых кандидатов, что вызывает подозрения у многих консерваторов и сторонников ультраконсервативной Tea Party (в сумме эти группы составляют около 70% электората республиканцев).
Например, в сентябре прошлого года Трамп фактически поддержал легализацию гей-браков Верховным судом США. Всего же за последние 20 лет он неоднократно менял свое отношение к проблеме абортов и запрету на полуавтоматическое оружие. Подобная чехарда во взглядах не добавляет ему очков ни среди религиозных правых, ни среди либертарианцев.
Хиллари, в свою очередь, смогла серьезно усилить позиции в течение минувшей осени, безболезненно пережив слушания по Бенгази. Но у нее, как и у Трампа, немало проблем: как с доверием американских избирателей, так и с непониманием того, как же остановить взлет Берни Сандерса.
Лишь 42% нравится Хиллари, 53% американцев ей не доверяют
Что ждет республиканцев
Есть два жизнеспособных сценария прохождения Республиканских праймериз. Какой из них в итоге воплотится в жизнь, мы узнаем достаточно скоро, после объявления результатов кокусов в Айове в ночь с 1 на 2 февраля. Несмотря на то что победа в Айове с формальной точки зрения имеет малое значение (штат небольшой, имеет всего лишь 30 выборщиков, да и те распределяются пропорционально между всеми кандидатами), де-факто один только этот штат может на предстоящем голосовании выбрать будущего кандидата в президенты от республиканцев.
Сценарий первый
Первое место в Айове занимает сенатор Тед Круз, с перевесом в 4–5% над Трампом (к примеру, 30% против 25%). Затем Круз слегка проигрывает Трампу в Нью-Гэмпшире (допустим, 28% к 25%), идет с ним ноздря в ноздрю в Южной Каролине и Неваде (30% к 30%). И, наконец, 1 марта, в "супервторник", Круз разгромит Трампа в большинстве консервативных и южных штатов, где его социальный консерватизм и работа внутри сообщества евангелистов возьмет свое.
После 1 марта Трамп еще сможет показать сильные результаты в менее правых штатах типа Мичигана, Флориды и (позже) Калифорнии, но к этому моменту он уже перестанет быть абсолютным лидером гонки, и это негативно скажется на его репутации "победителя по жизни". Трамп вполне способен выиграть и в таких условиях, хотя его шансы стать республиканским кандидатом в президенты станут равняться 40% против 60% Круза.
Динамика поддержки кандидатов от Республиканской партии
Сценарий второй
Первое место в Айове занимает Трамп, скажем, с тем перевесом, который он имеет по некоторым последним опросам (37% против 26% Круза). После такой уверенной победы Трамп получает в пределах 30–35% в Нью-Гэмпшире, сильно оторвавшись как от Круза, так и от остальных конкурентов. Зафиксировав свое доминирующее положение, Дональд легко поднимается до 37–40% в Южной Каролине и Неваде. Скорее всего, Круз даже при таких раскладах продолжит оставаться серьезной силой в южных штатах, но повлиять на инерцию будет не в состоянии. Трамп выиграет в большинстве южных штатов, где тамошние республиканцы к этому моменту уже признают его безусловным фаворитом гонки.
Что же до остальных участников праймериз, то их шансы на победу остаются мизерными. Три кандидата от истеблишмента партии — Джеб Буш, Марко Рубио и Крис Кристи — больше воюют друг с другом на узкой поляне умеренных избирателей. Единственный шанс выпадет "умеренным" только в Нью-Гэмпшире, но там и конкуренция между ними вырастет настолько, что никто из них не сможет занять уверенное первое место. С высокой долей вероятности в Нью-Гэмпшире выиграет Трамп, за второе место поборются Круз и Кристи.
Интрига у демократов
Хоть Берни Сандерс и отстает пока от Хиллари Клинтон после сверхуспешной для нее осени, время работает на него: если судить по динамике кампании, он уже наступает бывшему госсекретарю на пятки. Конечно, у Хиллари есть все шансы все-таки победить, благо, она обходит Сандерса и по деньгам, и по поддержке истеблишмента: Клинтон поддержали 12 губернаторов, 38 сенаторов и 148 конгрессменов, в то время как Берни Сандерса – всего два конгрессмена.
Динамика поддержки кандидатов-демократов
Но никто пока не знает, чем в итоге закончится ее эпопея с имейл-перепиской (незаконное использование личного почтового сервера вместо сервера Госдепартамента, как положено чиновникам), а тут уже и новое расследование ФБР ее деятельности на посту госсекретаря на подходе — на этот раз по статье о коррупции. Похоже, что давать привилегии иностранным компаниям в обмен на «пожертвования» в собственный «благотворительный» фонд — это слишком даже для современной Америки.
Вполне возможно, что против Клинтон заведут уголовное дело по любой из этих статей аккурат в разгар праймериз (в феврале-марте) — в таком случае кампания Хиллари развалится за один день. И тогда никто не сможет остановить Сандерса. Тем более, что уже сейчас по некоторым опросам Берни обходит Хиллари на 8% в Айове и на 27% в Нью-Гэмпшире.