Политика

Ирак отказался от закупки украинских броневиков

Ирак отказался от закупки украинских броневиков

Многострадальное судно SE PACIFICA возвращается в Одессу вместе с грузом - 42 украинскими БТР-4 на борту, от которых отказалась армия Ирака. Как рассказал «Думской» представитель судовладельца Александр Варваренко, теплоход уже вошел в Красное море и идет к Суэцкому каналу. В Одессу он прибудет 2 или 3 января.

По его словам, государственные компании «Укрспецэкспорт» и «Прогресс» задолжали собственнику судна несколько миллионов долларов США. В эту сумму входят стоимость самого контракта, неустойка за многомесячный дрейф в Персидском заливе и компенсации за последовавшие затем проблемы в Индии. Вернуть БТРы обратно в Украину тоже обойдется недешево.

Напомним, контракт между «Укрспецэкспортом» и Ираком был заключен в 2009 году. СМИ назвали эту сделку самой крупной в истории независимой Украины. Кроме 420 БТРов наша страна обязалась поставить арабам танки и самолеты на общую сумму 2,4 млрд долларов США.

До начала 2013 года Ирак по этому контракту получил лишь 88 бронетранспортеров (двумя партиями — 26 были отгружены в апреле 2011 года и 62 — в октябре 2012 года). Последняя партия из 42 машин, которую этой весной доставило в порт Умм-Каср судно SE PACIFICA (флаг Сингапура, владелец - White Whale Shipping), оказалась бракованной.

Принимающая сторона якобы обнаружила трещины в корпусе (по данным издания «Зеркало недели. Украина» дефекты были выявлены еще на машинах второй партии, поставленных в октябре 2012 года) и наотрез отказалась выгружать БТРы на берег. Судну пришлось стать на якорь посреди Персидского залива.

В августе SE PACIFICA ушла в Индию — на борту, кроме «коробочек», был груз металла для этой страны. Там теплоход арестовали — индийцы потребовали выплаты неустойки за трехмесячное опоздание. В Персидский залив судно вернулось в конце сентября. Тогда же стало известно о том, что Ирак окончательно аннулировал контракт с Украиной.

Вместо наших БТР-4 ближневосточная республика решила приобрести российские БТР-82. Интересно, кстати, что на днях влиятельный международный журнал Army Technology включил обе боевые машины — и российскую, и украинскую — в свой ТОП-10 лучших бронетранспортеров планеты.

Иракская коллизия, утверждают наши источники, стала последней каплей, предопределившей судьбу гендиректора «Укрспецэкспорта» Дмитрия Перегудова. В начале июля руководителя уволили. Обязанности руководителя головной украинской конторы по торговле оружием исполняет Александр Коваленко.

Все то же «Зеркало недели» информирует, что Генпрокуратура открыла уголовное производство по факту заключения заведомо невыгодного для Украины внешнеэкономического контракта.

«Вполне вероятно, что команда прокурорам была дана лишь после того, как выяснилось, что мимо известной всем кассы пролетели и комиссионное вознаграждение, и средства на проведение маркетинга, составляющие почти треть от всей стоимости контракта (данные из протокола заседания американского суда в Сан-Антонио, состоявшегося в сентябре прошлого года), — отмечает еженедельник.

Поживившиеся на иракском контракте персоналии известны. Некоторые из них давно уже покинули нас и греют свои бренные тела на лазурных берегах Средиземноморья. Некоторые вернулись на свою землю обетованную и продвигают на зарубежные рынки оружие российского производства. Их души согревают перечисленные на оффшорные счета зарубежных компаний достаточно крупные суммы.

Для правоохранительных органов напомню названия этих компаний: сингапурская UST-Tech Consulting, зарегистрированная на Британских Виргинских островах Hectorian Services, британская Lanefield Exports, принадлежащая компаниям из Белиза Milltown Corporate Services и Ireland& Overseas Acquisition. Кстати, если кто помнит скандал с поставками украинской бронетехники в Кению (а по данным наших источников в спецслужбах — в Южный Судан), связанный с захватом судна «Фаина», то эти компании тоже там хорошо засветились. Украинские чиновники в то время распространяли легенду о легальной поставке оружия в Кению.

Еще часть комиссионных от иракского контракта «уплыла» на делаверскую компанию Universal Investment Group (UIG). По стенограмме упомянутого мною заседания суда в США, именно со счетов этой компании и перечислялись деньги украинским «лоббистам».

Наиболее «ярко» ситуация вокруг иракского контракта начала развиваться с приходом в госкомпанию «Укрспецэкспорт« Д.Саламатина, ставшего затем главой концерна «Укроборонпром». Переместившись в кресло министра обороны, Дмитрий Альбертович не забыл при этом своего ближайшего соратника Д.Перегудова, успевшего тоже плодотворно поруководить упомянут [gallery link="file" columns="2" ids="2203,2204,2205,2206" orderby="rand"] Источник