Детям очень сложно добиться народного признания, однако некоторые из них прославились, когда не было не только Интернета, но даже и телевидения.
Каждая из этих девочек обрела известность по разным причинам и в разные годы, но каждую из них объединяет одно - все они русские.
Анастасия Романова
Великая княжна Анастасия, дочь Николая II и императрицы Александры Федоровны, навсегда осталась в памяти русских людей девочкой. В воспоминаниях современников то и дело можно прочитать, что несмотря на свой 17-летний возраст Анастасия была сущим ребенком, любившим шалить, играть и пародировать окружающих. Что же успела сделать эта девочка, канонизированная как страстотерпица вместе со всей своей царской семьей?
Во время Первой мировой войны ей было только 14 лет и она не могла, как старшие сестры и мать, быть сестрой милосердия. Тогда она стала патронессой госпиталя, отдавала собственные деньги на закупку лекарств для раненых, читала им вслух, давала концерты, писала под диктовку письма их близким, играла с ними, чтобы отвлечь страдающих от боли, шила им белье, готовила бинты и корпию. Их фотокарточки после хранились у нее дома, и она помнила раненых по именам и фамилиям. Некоторых неграмотных солдат она обучила читать и писать, и им очень это нравилось. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Анастасию вместе с близкими расстреляли в Екатеринбурге. Много лет после расстрела царской семьи не стихали разговоры о том, что Анастасия осталась жива. О Анастасии Романовой снимались фильмы и мультфильмы, породив культ.
Вера Мамонтова - "Девочка с персиками"
Веру Мамонтову все русские люди знают по портрету Валентина Серова «Девочка с персиками». Существует еще один ее портрет — девятью годами позже, написанный Виктором Васнецовым, он называется «Девушка с кленовой веткой». Что же известно об этой девочке после того, как она дважды была запечатлена на картинах великих мастеров? Известно, что ей пришлось долго ждать замужества: она обвенчалась с предводителем дворянства Москвы Александром Самариным в 1903 году, после смерти своего отца, не дававшего благословения на брак.
Она скоропостижно скончалась от воспаления легких в возрасте тридцати двух лет, успев родить троих детей. Ее супруг, Александр Дмитриевич, жил после ее смерти еще двадцать пять лет, но больше не женился, а в память о Вере Мамонтовой построил белоснежный храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.
Вера Кондакова
Веру Кондакову все знают по знаменитой фотографии, где девочка в школьном платьице с белыми бантами целует Иосифа Виссарионовича Сталина. Ей было тогда семь лет, она еще плохо умела читать, но чудесно декламировала, и слова поздравления, которые ей нужно было сказать Сталину, заучивала наизусть со слуха: «Дорогой товарищ Сталин, это вам от московских ребят…» Никто не подсказывал ей, что Сталина можно целовать — это был личный порыв ребенка, верившего в светлый образ вождя Советского союза.
Маленькая девочка в обнимку с огромным Сталиным, белые банты на тонких косичках и густые усы на взрослом лице — фотография разлетелась огромными тиражами по всему Советскому союзу и сделала Веру Кондакову популярной. В «Пионерской правде» вышли стихи Сергея Михалкова: «Это — счастье!/ Нет иного слова!/ Девочка!/ Могла ли ты мечтать?/ Что ты можешь / Сталина родного/ В этот день увидеть и обнять?» Ее узнавали на улицах, приглашали на радио, а в день смерти Сталина вся школа пришла к ней в класс — разделить горе… Вера Кондакова до сих пор жива и живет в Москве, а знаменитая фотография всю жизнь висит на ее стене.
Катя Лычева
Юный посол доброй воли от Советского союза Катя Лычева посетила в 1986 году Соединенные штаты Америки с миссией мира. На эту девочку была возложена миссия стать символом “советской миролюбивой политики”, и образ ее был создан вслед за образом погибшей американки Саманты Смит.
Cлава ее оказалась не очень долгой. Сначала Катя снималась в детских фильмах, была окружена журналистами во время своей поездки в Америку, которые фиксировали каждый ее шаг: «Катя Лычева делает бумажных голубей», «Катя Лычева участвует в пресс-конференции», «Катя Лычева встречается со школьниками». Спортсменка, комсомолка, красавица, к тому же знающая английский…
Но когда СМИ перестали писать о ребенке-дипломате, Катя Лычева оказалась забыта. Она эмигрировала во Францию, закончила Сорбонну и, хоть и продолжает заниматься международными проектами, общения с журналистами избегает.
Надя Рушева
Девочка, ушедшая из жизни в 17 лет и оставившая после себя 12 тысяч рисунков. “Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств, – писал о Наде Рушевой доктор искусствоведения А. Сидоров. – Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на штудию и освоение мастерства”.
Сама же Надя говорила, что пишет сразу набело, без ластика, потому что заранее видит все свои рисунки. «Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести». Ее наследие — это, в основном, графика, иллюстрации к книгам, которые ей читали вслух в детстве или которые она читала сама позже. Иллюстрации к античной литературе, сказкам Пушкина, «Войне и миру», «Мастеру и Маргарите», «Маленькому принцу» — это не полный список того, что сделала эта девочка к своим 17-ти годам. В разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других — прошло более 160 выставок её работ.
"Алёнка" - Елена Геринас
Восьмимесячная Елена Геринас уже более полувека является эмблемой знаменитого русского шоколада «Аленка». А ведь там могла бы быть Васнецовская «Аленушка», например. Но фотография доверчивого мягкого лица в платке дочери фотографа Александра Геринаса победила в конкурсе, объявленном в 1964 году «Красным Октябрем». До этого фотография «Аленки» с широко распахнутыми глазами и румяными щеками украсила обложку первого номера журнала «Здоровье» за 1962 год. У маленькой Елены были карие глаза и немного иной овал лица, но окончательный образ, появившийся на обертке шоколада, создал художник Н.Маслов.
К слову, Елена Геринас не получает никакого гонорара за использование изображения своего лица на известнейшем русском шоколаде на протяжении вот уже более пятидесяти лет. В феврале 2000-го года она заявила о своих авторских правах как наследницы на это изображение, но суд, длившийся более двух лет, вынес решение не в ее пользу.
Алиса Селезнёва
Культ Алисы Селезнёвой появился благодаря стараниям писателя Кира Булычева и режиссера Романа Качанова, который также подарил миру Чебурашку. «Неземная» девочка с большими глазами и особенным, тёплым взглядом. Роли Алисы в кино исполняли Наталья Гусева и Катя Прижбиляк.
Произведения, в которых действует Алиса, создавались на протяжении 40 лет, и автор, по собственному признанию, не следовал какой-то продуманной «хронологии будущего», описывая приключений своей героини. Алиса была не просто девочкой, но первой девочкой, сумевшей побывать в космосе и в Атлантиде.
Необычная судьба девочки, её приключения породили целый пласт культурных наслоений, которые были далеки от первоначального образа. Популярность Алисы подчеркивает и то, что в народе стали появляться анекдоты про неё и шуточные куплеты.