Фильмы Рязанова давно стали частью культурного кода большинства россиян, которые с удовольствием продолжают пересматривать их каждый год. Ruposters Life предлагает вам оценить не самые популярные фильмы великого режиссера, о которых вы можете даже не знать.
«Остров Сахалин» (1954)
Именно после этой документальной картины молодой режиссёр получил приглашение на «Мосфильм» и начал работать в игровом кино. Интересно, что поначалу лента вызвала протест у директора худсовета, увидевшего в ней отход от стандартов. Однако впоследствии картину все-таки пропустили в прокат, а в 1955 году она даже удостоилась высшей награды в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале. После просмотра фильма тысячи юношей и девушек в СССР захотели своими глазами увидеть загадочный остров.
45-минутный фильм рассказывает о жизни на острове Сахалин, попеременно показывая стойбище оленеводов, лежбище морских котиков, ставку геологов, траулеры с рыбой. Рязанов использовал в этой картине прием «воссоздания факта», инсценировав спасение застрявшего во льдинах судна. «Получился эффектный эпизод о взаимовыручке, взаимопомощи лётчиков и моряков, в документальности которого никто не усомнился. Так что «лакировать действительность» и «восстанавливать факты» оказалось непростым делом, оно тоже требовало своего мастерства», - впоследствии делился воспоминаниями Рязанов. Великий режиссер написал даже стихи для песни, звучащей в этом фильме.
«Счастливая юность» («Весенние голоса») (1955)
Этот фильм — первая работа Эльдара Рязанова как кинорежиссёра игрового фильма. В кинокартине выступают участники художественной самодеятельности ремесленных училищ. При этом герои фильма Иван, Нина и Василий представляют гостям своё изобретение —телевизор, на экране которого транслируются выступления творческих коллективов. Фильм завершается балом молодёжи в Георгиевском зале Кремля.
Этой музыкальной комедии выпала честь стать самым первым советским широкоэкранным фильмом. Уже через год Рязанов выпустит ставшую легендарной «Карнавальную ночь» - в этом контексте тем интереснее будет пересмотреть, с чего же начинал свой путь режиссер.
«Человек ниоткуда» (1961)
По замыслу режиссера, фильм должен был показать советскую действительность глазами человека со стороны, сатирически вскрыть «отдельные недостатки». Однако вскоре после премьеры фильма он был раскритикован самим Сусловым, который мрачно пошутил про «Человека ниоткуда», что «в идейном и художественном отношении этот фильм явно не оттуда, не оттуда». После этого картина была запрещена к показу вплоть до перестроечных времен.
Фильм же повествовал о приключениях дикаря из фантастического племени тапи. В плен к этому племени попадает молодой участник антропологической экспедиции Владимира Поражаева. Однако Владимиру все-таки удается освободиться от дикарей и вернуться в Москву. Причем возвращается он не один, а с одним из представителей этого племени. Сам Рязанов определил жанр этого фильма как «комическую ненаучную фантастику».
«Небеса обетованные» (1991)
Перестроечная трагикомедия о несчастных обитателях городской свалки в последние месяцы существования СССР вышла на экраны осенью 1991 года. По сюжету фильма московские власти хотят ликвидировать свалку, а на ее месте открыть фабрику по производству противозачаточных средств. Валентин Гафт играл хромого президента этой колонии попрошаек и уголовников. Финальная сцена картины, где бездомных давят танками, обыгрывает драматические события августовского путча. Обитатели свалки, не имея возможности противостоять силе, садятся на паровоз, который и уносит их в те самые небеса обетованные.
Фильм получил шесть премий «Ника» в различных номинациях, в том числе как лучший фильм 1991 года. «Съемки были тяжелые. Рядом не было ни жилья, ни туалета, ни заведения, где можно было перекусить. Снимали в основном вечером, кругом темень, грязь, почти все время с неба льет. Натуральность обстановки, трудная атмосфера, тяжелые нагрузки способствовали, думаю, той убедительности, которая требовалась от артистов», - вспоминал впоследствии сам Рязанов.
Андерсен. Жизнь без любви (2006)
Один из последних фильмов Рязанов посвятил биографии Ханса-Бодо Христиана Андерсена и его неудачным взаимоотношениям с женщинами. Та девушка, которую он любит, отвергает его, а та, что его любит, в конце концов погибает, обрекая Андерсена на одиночество и несчастье. Из-за этого датский писатель был вынужден уйти в выдуманный мир сказок. Режиссер показывает всю неприглядную правду, демонстрируя зрителю, из какого сора появляются на свет гениальные произведения из-под пера художника.