Статьи

США без обязательств: какие соглашения Трамп отправит на свалку истории вслед за Договором по открытому небу

США без обязательств: какие соглашения Трамп отправит на свалку истории вслед за Договором по открытому небу

США вышли из Договора по открытому небу, шокировав своих партнеров. Это уже второй договор с участием России, который американский президент решил не соблюдать. Как и в прошлый раз с ДРСМД, США обвиняют Россию в нарушениях. В действительности всем хорошо известна антипатия администрации Дональда Трампа к любым международным документам. На фоне борьбы с Китаем он начинает тяготиться ограничениями в военной сфере. Малек Дудаков уверен, что Трамп "пустит под нож" и другие военные договоренности, которые США пока еще соблюдают, но в любой момент могут аннулировать в одностороннем порядке.

Минус 6 договоров

Договор об открытом небе стал очередным в длинной череде международных соглашений, которые были отправлены на свалку истории за годы президентства Дональда Трампа. Уже в первый день на посту в Овальном кабинете новоиспеченный президент вывел Америку из договора о Транстихоокеанском партнерстве, который создавал большую зону свободной торговли между США и странами Юго-Восточной Азии. По мнению Трампа, этот документ давал больше преимуществ бедным странам-участницам соглашения, чем самой Америке.

Следом за этим было покончено и с участием США в Парижских климатических соглашениях. Они с самого начала носили формальный и декларативный характер, лишь рекомендуя странам сократить выбросы углекислого газа в атмосферу к 2050 году. Однако республиканские круги в Вашингтоне, связанные с нефтяной и газовой промышленностью, были уверены, что даже такие мягкие рекомендации нарушают суверенитет Америки над своими же недрами.

А весной 2018 года Трамп исполнил еще одно из предвыборных обещаний и отказался от участия в ядерном соглашении с Ираном. Подписанное под занавес президентства Обамы, оно с самого начала подвергалось активной критике в США. Согласно тексту сделки с Тегераном, американцы получали лишь частичный доступ на иранские ядерные объекты и не могли запретить им испытания баллистических ракет. Трамп пообещал заключить новый договор с Ираном, который бы устранял эти "недочеты", но никаких дальнейших действий со стороны его администрации за два дальнейших года так и не последовало.

Иранский завод по обогащению урана в Нетензе | Фото: AP

Спустя год Вашингтон объявил о приостановке участия США в Договоре о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД). Он был заключен еще Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым, просуществовал не самые спокойные 32 года в мировой политике, но не пережил президентства Трампа. Американцы обвиняли Россию в "ухищрениях", позволявших обходить некоторые пункты договора и таким образом продолжать тестировать крылатые ракеты малой дальности. Похожие обвинения выдвигались и в сторону США, однако именно Америка в итоге решила "похоронить" ДРСМД.

Аналогичная судьба может ждать и Договор о Сокращении наступательных вооружений (СНВ-III), который вступил в силу в начале 2011 года. Он предусматривал сокращение активных ядерных боеголовок на вооружении у двух стран до 1550 — все остальные должны быть постепенно уничтожены. США не будут выходить из договора: они лишь дождутся того, когда закончится срок его действия. Рассчитанный ровно на 10 лет, СНВ-III "самоликвидируется" в феврале 2021-го. Администрация Трампа давала понять, что она не против заключения потенциального СНВ-IV, но только в том случае, если к нему присоединится еще и Китай. Однако в целом в Вашингтоне рассматривают саму концепцию СНВ как устаревшую: ведь назревает новая гонка вооружений, и США в ней будут конкурировать уже не с Россией, а с Поднебесной.

Теперь настал черед и Договора об открытом небе, который позволял в законном порядке проводить инспекционные полеты над территорией стран-участниц соглашения с аэрофотосъемкой. Полеты осуществлялись по квотам на год на заранее оговоренных самолетах. Поводом для выхода вновь стали обвинения в адрес России: отказ открывать территорию Абхазии, Южной Осетии и Калининградской области для полетов разведывательных самолетов НАТО. Но в Вашингтоне уже давно считали Договор об открытом небе избыточным. Ведь при желании другие страны НАТО поделятся с США данными о полетах над Россией. В свою очередь, выйдя из соглашения, Америка закроет свою территорию для любых подобных полетов.

Специальный Boeing OC-135B Open Skies, допущенный для полетов над чужой страной в рамках договора | Фото: Wikimedia

В очереди на свалку истории

Следующими на очереди могут оказаться еще ряд международных военных соглашений, которыми США уже давно, не особо этого скрывая, тяготятся. Для начала стоит вспомнить о нескольких ядерных договорах родом из времен разрядки. В 1963 году был принят Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой, который позволяет трем странам — Америке, России и Великобритании — проводить испытания лишь под землей. США уже давно не проводили подобных испытаний — последний раз в 1992 году, когда на полигоне в Неваде была взорвана ядерная боеголовка мощностью в 20 килотонн.

Однако администрация Трампа обсуждает возможность в ближайшее время провести новый тест, который затем представят как "сильный ответ" военным амбициям Китая на предстоящих президентских выборах. На текущий момент такое испытание может носить лишь подземный характер. Но в случае выхода из Договора об ограничении ядерных испытаний Америка будет способна осуществить и первый за 50 лет наземный тест, который будет выглядеть более эффектным и впечатляющим.

Кроме того, под "нож" в таком случае могут пойти и два других соглашения: об ограничении мощности подземных испытаний и о правилах организации безопасных ядерных тестов. Они запрещают любые испытания ядерных боеголовок мощностью больше 150 килотонн. Этот порог очень высок — например, единственный раз, когда ядерное оружие использовалось в военных целях, при бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, его мощность была в 10 раз меньше — 15 килотонн. Однако Пентагон имеет теоретическую возможность проводить испытания боеголовок мощностью до 15-20 тыс. килотонн, что более чем в 100 раз превосходит установленный международным регламентом потолок для тестов.

Последний подземный ядерный тест в пустыне Невады, 1992 год | Фото: Los Alamos National Laboratory

Еще одним денонсированным соглашением может стать Договор о развитии космического пространства. Принятый в 1967 году, он запрещает размещать военные базы или оружие массового поражения на орбите Земли и на поверхности любых других небесных тел, будь то Луна или Марс. В последние десятилетия космическая программа США очень медленно продвигалась по пути освоения безвоздушного пространства. Сказывалось и хроническое недофинансирование отрасли, и отсутствие интереса к космосу со стороны политиков в Вашингтоне.

Однако в ближайшие годы это направление может стать одним из приоритетных. Администрация Трампа специально создала целое новое подразделение в Пентагоне — Космические войска со своим командованием, бюджетом и установленными целями. Последние пока что носят довольно узкий характер: в основном они касаются защиты спутниковой системы США от внешних угроз. Но в будущем Космические войска наверняка станут одной из главных движущих сил в освоении безвоздушного пространства.

30 мая Америка впервые за 9 лет возобновит пилотируемые полеты на собственных космических кораблях. С космодрома во Флориде к МКС отправится корабль SpaceX Dragon с двумя астронавтами на борту. А в 2022 году планируется первый пилотируемый полет корабля, изготовленного самим NASA под названием Orion. Еще через два года он может совершить посадку на Луне. Трамп рассчитывает таким образом увенчать свои восемь лет президентства — если, конечно, ему удастся избраться на второй срок в ноябре. Но очевидно, что начало последовательного освоения Луны уже близко, и оно не обойдется без участия военных. Соответственно, от Договора о запрете военного развития космоса придется отказываться.

Кабина пилотов корабля Orion | Фото: NASA

И, наконец, еще одно соглашение — Международный договор о торговле оружием — может вскоре оказаться в немилости в Вашингтоне. Он был принят совсем недавно — лишь в 2014 году. Договор пытается регулировать сферу незаконной торговли оружием, вводя дополнительные ограничения на его продажу террористическим организациям или странам, находящимся под международными санкциями. Еще в период его принятия американцы беспокоились о том, что договор может использоваться для ограничения их права на ношение оружия. Но есть и более практичная проблема: такие регламенты слегка ограничивают работу спецслужб США, поднаторевших в обеспечении оружием дружественных им стран или воинственных движений по всему миру. Это позволяет американскому правительству в любой момент расторгнуть договор о торговле оружием под предлогом защиты своих национальных интересов.

Все эти международные соглашения может рано или поздно постигнуть печальная участь: их легко могут аннулировать и отправить в прошлое. Тенденция на правовую "суверенизацию" и деглобализацию только набирает обороты. В конце концов, послевоенную систему международного права ждут еще многие ревизии и реформы. Первые шаги в этом направлении мы наблюдаем уже сейчас.