Статьи

Преддефолтное состояние: почему украинцам придется выбирать не власть, а "ликвидационную комиссию"

5.9k
Комментарии 0
Преддефолтное состояние: почему украинцам придется выбирать не власть, а "ликвидационную комиссию"
Дмитрий Лекух

Украина вводит военное положение. Киев обвиняет Россию в агрессии и требует возврата задержанных моряков и трех кораблей. МИД РФ в свою очередь расценивает произошедшее как провокацию. Накануне суда ВМС Украины "Бердянск", "Никополь" и "Яны Капу" нарушили госграницу РФ, не отреагировали на требование остановиться и совершали опасное маневрирование. Российская сторона открыла огонь по судам, подошедшим к Керченскому проливу. Из-за незаконных действий в пределах территориального моря РФ заведено уголовное дело. В Киеве привели армию в боеготовность. Дмитрий Лекух объясняет, зачем нужна эта операция украинским властям и почему она все равно плохо кончится.  

После эпического морского сражения, вызвавшего на Украине настоящую истерику вплоть до введения военного положения и уже прозванного ехидным русскоязычным интернетом "битвой при мосту", слово взяли политики. И наиболее точно настроения, царящие в отечественных политических кругах, выразил, пожалуй, первый заместитель комитета по обороне Госдумы РФ Александр Шерин. Он пояснил, какую именно "главную цель" могут преследовать украинские власти, поддерживающие введение военного положения на Украине:

Примитивная схема нарушить избирательный процесс накануне выборов президента на Украине. Военное положение предусматривает ряд существенных ограничений, которые могут быть на руку только действующему Верховному главнокомандующему, которым является господин Порошенко. Вот и все, просто у него низкие рейтинги.

Так считает депутат, имеющий звание капитана ВДВ в запасе. И проблема тут только в одном: военные, даже ставшие зампредами комитета по обороне ГД РФ, видят окружающий мир исключительно с одной, понятной им стороны. На самом деле, к сожалению, происходящее там, на Украине, несколько глубже и страшнее. И "отложить выборы через введение военного положения" — это всего лишь одна, наиболее примитивная и легко решаемая из стоящих перед той властью задач.

Попробуем рассмотреть этот "комплекс проблем" вместе и зайдем с несколько неожиданной стороны.

Как сообщают украинские СМИ, параллельно эпическому походу в сторону Крымского моста трех ржавых, а теперь арестованных российской стороной "боевых корыт", Международный валютный фонд согласовал суммы новых кредитов для Украины. При этом размер первого транша составит $1,5 млрд, после чего должны сразу последовать еще $1,2 млрд. По крайней мере, именно о такой "дорожной карте" изданию "Украiньскi новини" сообщил источник, знакомый с результатами переговоров с МВФ.

Ситуация вполне ожидаемая и прогнозируемая. Украина практически выполнила второе основное условие для одобрения МВФ новой кредитной программы stand-by на общую сумму в $3,9 млрд — Верховная рада ранним утром 23 ноября приняла закон о государственном бюджете на 2019 год. Первым условием, напомню, было повышение цены газа для населения и предприятий ТКЭ. И, естественно, украинский кабинет министров, несмотря на все протесты и возражения в духе "а как же жить" и "зима близко", еще 19 октября постановлением №867 повысил цену газа на 23% - до 8550 грн за 1 тысячу кубометров. 

Что здесь важно: никакого отношения к прежней программе МВФ нынешний жесточайший stand-by не имеет вот от слова "вообще". В рамках предыдущего четырехлетнего плана помощи, который хоть как-то соответствовал понятиям "стабилизации и развития", предусматривалось выделение Украине 17,5 млрд долларов. Первый транш на пять миллиардов Киев получил в марте 2015 года, второй — на 1,7 миллиарда — в августе того же года, а третий и четвертый — по миллиарду каждый — в 2016 и 2017 годах. Пятый транш украинские власти рассчитывали получить до конца 2017-го, но его так и не выделили. Теперь эта программа свернута уже официально, а нынешняя кредитная программа stand-by совершенно о другом.

Затраты Украины на обслуживание внешнего долга растут, причем впечатляющими темпами: в 2017 году речь шла о выплатах в 70 млрд гривен, в 2018-м — уже о 96 млрд, в 2019 г. иностранным кредиторам придется выплатить 148 млрд, а в 2020 году — 173 млрд гривен. По большому счету, денег на эти выплаты у Украины элементарно нет.

И дело не в том, что еще совсем недавно цветущая советская республика, безусловный промышленный лидер всего СССР, центральный транспортный и логистический узел единого советского пространства, по сути, официально признан беднейшим государством Европы. Хуже другое: судя по дефицитному бюджету и отрицательному внешнеторговому сальдо, а также снизившемуся вдвое только за "революционный" период ВВП (с $183 до $91 млрд, по официальным подсчетам Всемирного банка), отдать порядка $80 млрд суверенного долга Украина не сможет, мягко говоря, никогда. 

Поэтому кредитная программа stand-by выделяется этой несчастной территории на строго фиксированный период времени — на 14 месяцев. Это просто частичное перекредитование по выплатам с 2018-2019 годов на 2020 год.

И, будем говорить прямо, это никакая не "экономическая и стабилизационная", а вполне политическая программа, заточенная под вполне конкретную задачу — проведение выборов президента и Верховной рады не в состоянии объявленного дефолта. Который после этих занимательных процедур все равно придется так или иначе объявлять. 

Итак, обобщу: в 2020 году Украине необходимо выплатить по сегодняшнему курсу 173 млрд гривен, добавьте к этому еще и получаемое по stand-by. Это еще без потенциальных "русских" $3 млрд, по которым к 2020 году будет решение Высокого суда Лондона. Очень хорошо понятно, что счастье наступит и так. А если внезапно "прилетят" и эти "русские" долги, то это все одно только вишенка на торте.

Поэтому вывод тут, к сожалению, однозначен: за кого бы ни голосовали украинцы, они все равно будут выбирать не верховную исполнительную и представительную власть. А своеобразную "ликвидационную комиссию". Экономики уж точно, а вполне возможно, что и государственности своей собственной страны.

Дефолт на Украине, намеченный максимум на 2020 год, — это не та стандартная и где-то даже "техническая" процедура, которую проходили многие страны. Например, Аргентина. Или Российская Федерация в 1998 году. Там речь шла скорее о стандартной программе реструктуризации: да, не без некоторых потерь для кредиторов, но свои деньги они все-таки тем либо иным образом получали.

В случае Украины, как это показано выше, кредиторы, может статься, не получают вообще ничего. А это уже совсем другая "процедура" — с "внешним управлением", описью наличествующего имущества и реализации оного с торгов.

Если к этому еще добавить наблюдаемую уже сейчас эрозию институтов государственного и административного управления, этот "эффект домино" очень легко представить. Но совершенно не хочется представлять — людей жалко. 

Почему это так важно для нас. Суть происходящего и итог процесса прекрасно понимают и сами украинские власти. Пусть и не все, но наиболее вменяемая часть элит — безусловно. Все происходит, что называется, в прямом эфире. И они озабочены тем, как избежать последствий. Не для всей Украины, разумеется, — ее они уже давно, похоже, списали. А для себя, любимых.

И тут может работать только одна логика, а именно логика форс-мажора. Например, всеми силами попытаться спровоцировать не "виртуальную", а вполне реальную, настоящую "русскую агрессию". С "горячей фазой" войны. В топку которой, кстати, можно бросить и "самую боеспособную армию", и разношерстные добровольческие батальоны. Особенная прелесть интриги тут заключается в том, что в этой войне совсем не обязательно побеждать: достаточно успеть унести ноги, объявить себя "правительством в изгнании" и получить хоть какой-то иммунитет от кредиторов. 

Симптомы этих провокаций, так сказать, мы видим уже и сейчас: это и никак не соотносимая с Донбассом "атака" на русский язык, атака на русскую православную церковь. Или постоянно идущие провокации вокруг Азовского моря. В том, что градус подобных провокаций будет только нарастать, я лично не сомневаюсь нисколько. Просто для нынешних киевских властей это уже не игрушки и не троллинг, а наиболее предпочтительный вариант развития событий. 

Как российским властям, так и просто гражданам Российской Федерации это очень четко нужно понимать — как новую объективную реальность. Время шуток для Украины неумолимо заканчивается, а для "жировой прослойки" киевских упырей это сейчас уже более чем прагматический вариант.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса" https://zen.yandex.ru/ruposters.ru

Поделиться / Share