Политика

Два года обновления. Как кадровая политика президента изменила губернаторов

Два года обновления. Как кадровая политика президента изменила губернаторов

Специалисты Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) представили доклад о новой кадровой политике президента. Они напомнили, что два года назад началось масштабное обновление губернаторского корпуса. За это время сменилась половина глав регионов. В 31 субъекте победили новые кандидаты. В 11 случаях действующие главы пошли на новый срок. В 14 субъектах сейчас работают временно исполняющие обязанности губернаторов, назначенные президентом России в преддверии единого дня голосования. Сергей Харламов ознакомился с выводами доклада экспертов и узнал, в чем отличие новых управленцев от прежних. 

Эксперты выделили несколько характеристик и особенностей губернаторов, избранных с 2016 по 2018 год. Неофициальный отсчет обновления идет с избрания Антона Алиханова губернатором Калининградской области. 32-летний Алиханов своего рода первопроходец — образец губернатора нового типа. Он молод, умеет выстраивать диалог с корпорациями, способен распоряжаться федеральными деньгами и вкладывать их в долгосрочные проекты, которые создадут устойчивые рабочие места и послужат области.

Так и с остальными: новые губернаторы в среднем на 13 лет моложе предшественников, их опыт управления — комплексный. Если раньше у глав регионов было одно образование, одно место работы, то теперь кандидаты перед избранием успевают поработать на разных федеральных должностях, получить многопрофильное образование за рубежом, а также ученые степени вроде МБА.

Сегодня в управление приходит поколение, готовое учиться, меняться и развиваться, привлекая в работу современные подходы и технологии, передовую экспертизу. Большинство новых глав регионов — люди, характеризуемые стремлением к развитию, повышению компетенций, качества своей работы, — поясняет эксперт ЭИСИ Екатерина Соколова.

Как отмечается в докладе, образ губернатора изменяется. Сегодня востребован "губернатор-хозяйственник", который будет способен решить конкретную задачу, стоящую перед регионом. То есть губернатор приходит решать проблему, в которой он разбирается. 

Например, Глеб Никитин, ставший губернатором Нижегородской области, пришел решать проблемы промышленности и торговли региона, развивать железнодорожную инфраструктуру для экспорта товаров по России. Он был заместителем министра промышленности и курировал именно эти проблемы.

Количество "варягов" снижается

Временно исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко приехал решать вопросы землепользования — передавать территории, принадлежащие Минобороны, жителям Сахалина. Для этого у него есть опыт работы в строительном секторе.

Новые губернаторы лучше понимают финансовые отношения между регионами и федеральной властью. 

Этого [понимания] не было у прежних губернаторов, новые [главы регионов] знают федеральные программы, понимают, как с ними работать, — сказала директор АНО НИЦ "Особое мнение" Екатерина Курбангалеева.

Они верно составляют план деятельности и реализуют долгосрочные проекты. Закладываются новые отношения между регионами. Если раньше губернаторы появлялись вместе только на особых протокольных мероприятиях и никак не взаимодействовали друг с другом, сейчас все изменилось. Благодаря общности их взглядов, часто единой учебной базе (многие губернаторы — выходцы из одних и тех же учебных заведений, вроде Высшей школы Госуправления или курсов РАНХиГС), губернаторы начали выстраивать партнерские отношения между регионами.

К примеру, глава Ивановской области Станислав Воскресенский сумел совместно с коллегой из Владимирской области запустить "Ласточку". В Ивановской области трудность заключалась в том, что территории около железной дороги не электрифицированы. Эта проблема стояла перед регионом более 45 лет. Воскресенскому удалось договориться и пустить для "Ласточки" тепловоз.

Распределение глав регионов по родам занятий до прихода в регион в качестве губернаторов

Новые губернаторы отличаются нестандартным мышлением, что позволяет им находить решения в условиях ограниченных бюджетов. Это открывает для регионов неожиданные перспективы. Та же Ивановская область, издавна славившаяся своей текстильной промышленностью, теперь позиционируется губернатором как учебный центр. Там есть десять своих вузов, но глава региона активно зовет другие государственные учреждения открывать в Иваново свои филиалы. Там и Универститет им. Плеханова, и Институт управления, и филиал РАНХиГС. Впоследствии часть выпускников останется работать в Иваново.

Переориентировалась и Бурятия. Кто бы мог подумать, что она станет транспортным хабом в Китай? В 2017 году аэропорту в Улан-Удэ был присвоен статус открытого неба пятой степени, позволяющий принимать самолеты иностранных компаний. В Улан-Удэ в конце 2018 года ввели в строй новую посадочную полосу, теперь можно выполнять международные рейсы в Пекин и Санью.

Можно по-разному оценивать результаты работы. Но, пожалуй, для граждан, живущих в регионе, ключевое – это качество жизни. Региональный уровень в наибольшей мере значим для формирования комфортной среды, качества социальных услуг и инфраструктуры, рабочих мест и других аспектов. В среднем с начала работы новых врио глав регионов по 2018 год суммарные показатели рейтинга качества жизни в 31 регионе выросли на 1,4 балла, — уточняет Екатерина Соколова в своем докладе.

Жители отвыкли от общения с властью, резюмируют эксперты круглого стола. А новые губернаторы, у которых есть соцсети, стали менять положение дел. Сегодня можно практически любому главе региона написать жалобу прямо в комментариях в Instagram, и вопрос будет поставлен на контроль. Многие стали пользоваться системой "Инцидент-менеджмента" — системы мониторинга сообщений в соцсетях, которая автоматически формирует запрос на основе постов пользователей. Власти реагируют на него в течение 24-х часов, либо решая проблему, либо разрабатывая план по решению, если ситуация требует долгосрочных вложений.

Губернаторы, с приходом которых жители заметили улучшения

Политолог Олег Матвейчев назвал новых губернаторов "прогрессорами", как в романах Стругацких. Эксперты отмечают, что их тактика позволила существенно поднять оптимизм в регионах, удовлетворив таким образом запрос на изменения.