Российский биатлонист Александр Логинов стал фигурантом уголовного дела в Италии. Его и его личного тренера Александра Касперовича заподозрили в возможном нарушении антидопинговых правил. 22 февраля итальянские полицейские ворвались в их номера с обыском из-за того, что Касперович находился на ЧМ в Антхольце по чужой аккредитации. В СБР пояснили, что на "всех аккредитаций не хватило". По факту у спортсмена ничего запрещенного не нашли, но в итоге Логинов отказался от участия в масс-старте и задумался о завершении карьеры. Дмитрий Лекух — о травле российского спортсмена, ее причинах и национальном унижении, которое федерация сама допустила.
На самом деле использование полиции европейских стран во внутриспортивных разборках — дело не новое и из ряда вон не выходящее. Вспомним недавнюю историю в Австрии, когда биатлонисты (в тот раз, к счастью, не русские) попались с поличным на т.н. "кровяном допинге". Если же брать ситуацию еще шире, то многолетний допинг-детектив в велоспорте, когда спортсмены при приближении полиции тупо сигали в окна, оставляя после себя обилие шприцов, пробирок, использованных и неиспользованных флакончиков с препаратами, много чего способен рассказать внимательному наблюдателю про спортсменов, особенно в финансово емких циклических дисциплинах. И про борцов с препаратами и их собственную "финансовую емкость". Все это, конечно, увлекательно, но не об этом речь.
Случившееся в итальянском (точнее, южно-тирольском, плакаты "Южный Тироль – не Италия" на фоне австрийских цветов там повсюду) местечке Антхольц-Антерсельва уникально другим: впервые в истории мирового спорта официальные лица международной федерации при помощи откровенного буллинга вынудили спортсмена, несколькими днями раньше завоевавшего золото и бронзу в других дисциплинах, сняться со старта, на котором при иных обстоятельствах он объективно мог бы претендовать на самые высокие места.
Биатлонист Александр Логинов на настоящий момент времени, наверное, самый "чистый" в мире спортсмен, и это явление одновременно вынужденное и объективное. Его проверяют так, как не проверяют никого в мире. Дело в том, что Александр однажды попался на ЭПО — одном из самых неприятных допингов, и отбыл дисквалификацию. Но нашел в себе силы вернуться и снова стать одним из объективно сильнейших в мире профессиональных биатлонистов. Повторюсь, только на текущем чемпионате мира он уже завоевал золото в спринте и бронзу в гонке преследования. И именно этого-то ему и не простили. Тут не надо ничего придумывать, конкуренты говорят это совершенно открыто. Такова спортивная жизнь.
Существуя — и выигрывая — в этом нечеловеческом режиме жизни под микроскопом Логинов объективно чист, с этим, скрипя зубами, вынуждены соглашаться даже его публичные враги: было бы что вменить — уже давно бы вменили.
Логинов, ко всеобщему сожалению, приспособился. И даже своеобразно "испортил статистику" руководству, нынешнему и прошлому, нашей отечественной федерации, превратившей российский биатлон в нечто серое и унизительное, ни на что не претендующее по определению. Ни к одной медали, кроме логиновских, ни один из наших спортсменов — как в женской, так и в мужской сборных — так и не приблизился. Даже несмотря на то, что в Антерсельве лыжи у наших наконец-то "поехали". Но не благодаря федерации. Просто великая Вяльбе пожертвовала одну из своих смазочных машин на время чемпионата. Контора, возглавляемая Драчевым, собственной так и не приобрела — по уважительным, конечно, причинам. Хотя именно об этом как об одной из причин провала отечественного биатлона на Кубке мира криком кричали все — от самих спортсменов до экспертов и журналистов. Ну да ладно.
Так вот, Логинова не простили. А поскольку на обычную травлю, в том числе через СМИ, он уже научился не обращать внимания (какой ад устроили конкуренты, включая "звездных норвежцев" братьев Бё в прессе — было любо-дорого посмотреть), то антидопинговый менеджер Международного союза биатлонистов Сара Фуссек Хаккарайнен просто организовала донос в местную полицию, скорее всего заведомо ложный: если бы у нее действительно что-то было на ее уровне компетенции, к ее услугам была бы вся мощь WADA.
Как результат — заведенное уголовное дело без предъявления обвинений, ибо предъявлять по факту нечего, но на официальный документ от антидопингового менеджера IBU итальянские правоохранители не могли не реагировать, там употребление допинга — уголовное преступление. Еще результат — разрушенная психологическая атмосфера сборной России перед мужской эстафетой и сорванный мужской масс-старт — самый престижный старт чемпионата, в котором Логинов был претендентом на самую высокую ступень на пьедестале почета.
Самое интересное во всем происходящем, наглухо перечеркивающее все спортивные принципы и победу в честной конкурентной борьбе, — что никто ничего и не скрывал. Ни то, что это всего лишь повод. Ни то, что на самом деле Логинов абсолютно "чист", но в нынешнем биатлонном шоу-бизнесе это никого не волнует от слова совсем. Повод был ничтожный: присутствие личного тренера Логинова Александра Касперовича по чужой аккредитации. Тут, кстати, возникает еще один вопрос к занявшему странную позицию президенту СБР Драчеву: а почему у личного тренера единственного чемпиона и медалиста в сборной нет своей аккредитации?
В данном конкретном случае нам интересно исключительно то, как с нашим спортсменом, который был просто подвергнут откровенному и абсолютно безнаказанному буллингу, вообще могло такое произойти. Ответ будет крайне неприятным: всей этой широкой околоспортивной общественности слишком хорошо известно, что именно с русскими так можно. А стало это окончательно ясно, когда несколько лет назад после "кто хочет, можете ехать" отечественная спортивная общественность ломанулась на Олимпийские игры в корейский Пхенчхан с воплем "во всем виноват Мутко", а мы "свои, буржуинские" — хоть без национального гимна и флага, хоть ценой национального унижения.
При этом как у нас, так и на Западе прекрасно понимали, что вот как раз тогда-то у нас была возможность занять куда более жесткую позицию: в том же хоккее НХЛ в Корею просто не поехала, отсутствие там еще и сборной России окончательно превращала хоккейный турнир в Пхенчхане в фикцию, в первенство водокачки. Но ништяки от международных (да и не только) спонсоров показались спортсменам, и, что самое страшное, нашим многочисленным спортивным чиновникам куда привлекательней любого национального самоуважения.
Если вы сами себя, ребят, не уважаете, то с чего вас любой Саре Фуссек Хаккарайнен уважать? Если даже в этой откровенно, извините, сволочной ситуации с Логиновым ни один из спортсменов (при этом реальных шансов на победу кроме снявшегося Логинова все равно не имел никто) не снялся со старта хотя бы из банальной солидарности с лидером своей сборной. А президент Союза биатлонистов России, вместо того чтобы в лепешку расшибиться и помочь своему лучшему гонщику, аккуратно сводит счеты с одним из своих предшественников Касперовичем, имеющим несчастье быть личным тренером лучшего российского биатлониста. Да чума на все ваши головы, если у вас такая "команда", такая федерация и такая дружба и честь.
Но тут хуже другое. Буквально через несколько месяцев в Спортивном арбитраже в Лозанне будет рассмотрен иск WADA против России. Далеко не факт, что решение будет для нас положительным. Значит снова начнутся разговоры о "нейтральном статусе" и т.д. И вот в этом случае вполне очевидно, что подобного рода решения типа "ехать или не ехать" летом на Олимпиаду в Токио ни в коем случае, как в случае "казуса Пхенчхана", нельзя отдавать на откуп спортивной общественности. Вопрос национальной гордости и/или национального унижения в данном случае касается далеко не только спортсменов, но и всей гигантской страны.
А для биатлона лично у меня предложение еще радикальней: раз IBU так не хочет нас видеть, может, стоит пару лет друг от друга отдохнуть? Все равно у нас в СБР очевидный даже не специалисту бардак, и никого, кроме того же Логинова, в качестве реально элитного гонщика пока даже в бинокль не просматривается. Наведем порядок у себя, а в IBU пока тоже от нас отдохнут: и от наших денег, и от самой большой в мире биатлонной телеаудитории (а это тоже гигантские деньги, поверьте старому рекламисту), и от наших болельщиков-туристов. В методологически схожем случае с ПАСЕ, знаете ли, помогло. Да и все равно: а что мы, простите, теряем? Если там заведомо не будет наших побед, а будет только безнаказанный буллинг и национальное унижение, то почему мы должны еще и платить деньги, чтобы на это смотреть.
И вот только не надо про мировые спортивные ценности: во-первых, как показывают последние события, их нет. А во-вторых, как-то сказал президент Путин: "А зачем нам весь мир, если в нем не будет России". Так вот: в спорте этот принцип для большинства нормальных людей тоже работает. Следовательно, вполне себе и применим.