После распада СССР у соседей возникли к России территориальные претензии. Часть из них уже урегулирована (споры с Латвией, Норвегией и Китаем), а часть так и осталась в головах политиков предметом спора. Сейчас в российскую Конституцию будут внесены поправки, которые расширят принцип территориальной целостности страны. Проще говоря, в документе хотят закрепить невозможность отчуждения какой-либо территории. У многих эта поправка ассоциируется главным образом с Крымом, но существуют и другие оспариваемые территории. Евгений Антонюк вспоминает главные территориальные претензии к России со стороны других государств.
Тыва
В 1914 году правители Урянхайского края обратились к Российской империи с просьбой о протекторате. До 1912 года эта территория формально входила в состав Китая. Однако после случившейся революции Китай вступил в период раздробленности. Окраины страны, особенно населенные национальными меньшинствами, попытались либо провозгласить независимость, либо найти поддержку у влиятельных соседей.
Просьба урянхайских элит была удовлетворена, и с 1914 года Урянхайский край стал протекторатом России. После революции в России там произошли аналогичные процессы, в результате чего в регионе была установлена советская власть. Хотя СССР формально был открыт для вступления в его состав любых республик, в данном случае этого не произошло. В то время Коминтерн активно поддерживал Чан Кайши, который считался главным кандидатом на роль объединителя Китая. Чтобы не осложнять с ним отношений, регион не был включен в состав СССР.
Тем не менее была провозглашена Тувинская народная республика, независимость которой признали СССР и Монголия. ТНР была союзным СССР государством и в своей политике ориентировалась на Москву. Такое положение существовало на протяжении двух десятилетий. Но в 1944 году Тувинская народная республика по ходатайству Малого Хурала (парламента) все же была включена в состав СССР на правах автономной республики.
Китайская народная республика не поднимала вопрос о принадлежности Тувинской республики. Однако Тайвань, где Чан Кайши удержал власть, считает Тыву китайской территорией, как и все прочие земли, когда-либо входившие в состав империи Цин.
Правда, стоит отметить, что в последние несколько десятилетий Тайвань переживает не лучшие времена. Если раньше именно он представлял Китай в ООН, то в настоящее время эта роль перешла к коммунистическому Китаю. Вдобавок большинство западных стран к началу XXI века переориентировались на КНР. В настоящее время Тайвань официально признают лишь 15 государств (в основном небольшие государства на Карибах, в Океании и Центральной Америке).
64 деревни к востоку от Амура
Территория площадью свыше 3,5 тысяч квадратных километров также оспаривается Тайванью. Эти земли вошли в состав России еще в 1858 году, когда был заключен Айгунский договор, подписанный графом Муравьевым-Амурским (прибавку к фамилии он получил именно за заключение этого договора) и представителями империи Цин.
Согласно этому документу, во владение России переходили земли на левом берегу Амура. Однако китайское население, уже проживавшее там к моменту заключения договора, получило возможность остаться и пользоваться всеми правами.
Позднее положения этого договора были дополнительно подтверждены в Пекинском договоре 1860 года. Сорок лет спустя, в 1898 году, в Китае вспыхнуло восстание ихэтуаней, направленное против попыток европеизации Китая. Восставшие крайне жестоко расправлялись с европейцами и с китайцами, принявшими христианство.
После жестокой резни (Варфоломеевская ночь в Пекине) и попыток ихэтуаней нападать на Благовещенск местные власти из опасений, что китайские кварталы поддержат восстание, постановили изгнать китайские население из Благовещенска и соседних деревень.
В ХХ веке, особенно после ухудшения отношений между СССР и КНР, в Китае стала преобладать точка зрения, что Айгунский и Пекинский договоры были неравными и, соответственно, должны быть пересмотрены. Территории, на которые претендовали КНР и Тайвань, официально стали именовать "64 деревни к востоку от Амура".
В 1991 году между СССР и КНР был подписан договор о границе, в рамках которого Китай отказался от претензий на эти территории. Однако Тайвань не признает все подписанные официальным Пекином международные договоры, по-прежнему считая этот берег Амура территорией Китая.
Курильские острова
Самый известный случай территориальных претензий. Впервые вопрос Курильских островов был урегулирован Россией и Японией еще в Симодском трактате в 1855 году. В соответствии с этим договором острова были поделены между двумя странами. Япония получила Итуруп, Шикотан, Кунашир и острова Хабомаи, а остальные перешли к России.
Но уже через 20 лет договор был пересмотрен. В обмен на японскую половину Сахалина (который после этого полностью переходил под ее управление) Российская империя отказалась от остальных Курильских островов. Позднее, после российско-японской войны 1904-1905 годов, Япония вновь получила половину Сахалина.
В 1945 году лидеры антигитлеровской коалиции договорились о вступлении СССР в войну против Японии в обмен на передачу японской части Сахалина и всех Курильских островов. После завершения войны острова были переданы под контроль Советского Союза в соответствии с договоренностями.
Однако с началом холодной войны и ухудшением отношений между недавними союзниками обстоятельства изменились. США, рассматривавшие Японию как главного союзника и плацдарм влияния в Азии, выступили против передачи островов СССР. При поддержке влиятельного союзника Япония потребовала вернуть острова.
В 1956 году между Москвой и Токио был подписана декларация, которая, тем не менее, не урегулировала статус островов. Хрущев был готов отдать Японии часть островов (Хабомаи, Шикотан), но в обмен хотел гарантий японского нейтралитета и прекращения тесных отношений с США. Однако японцы сделали выбор в пользу расширения отношений с американцами, в результате чего в Кремле отказались от планов передачи части островов.
После этого советские лидеры больше не возвращались к статусу островов, считая их неотъемлемой частью СССР, а японские претензии – необоснованными.
С распадом СССР переговоры о статусе Курил активизировались. Россия готова были вести переговоры на базе декларации 1956 года, в соответствии с которой Хабомаи и Шикотан могли быть переданы Японии. Однако японская сторона категорически настаивала на передаче всех островов без исключения, в чем ей было отказано.
В настоящее время Россия считает острова своей неотъемлемой территорией, а Япония — частью своего государства. Каждый визит официального российского лица на Курилы сопровождается протестами и критикой японских политиков и министерства иностранных дел.
Печорский район
В феврале 1920 года РСФСР в обмен на взаимное дипломатическое признание и прекращение военного конфликта передал Эстонии часть приграничных территорий, включая и Печорский уезд, заселенный преимущественно русским населением. В независимой Эстонии межвоенного периода этот район был единственным, в котором преобладало русское население.
После вхождения Эстонии в состав СССР в 1940 году ситуация изменилась. Зимой 1945 года границы между союзными республиками пересмотрели, и Печорский район включили в состав Псковской области. Таким образом, 2/3 района (в основном с русским населением) было передано в состав РСФСР, а одна треть осталась в Эстонской ССР.
После распада СССР Эстония объявила о своей преемственности с Эстонской республикой 1940 года. Соответственно, территориальные изменения в составе республики в период пребывания в СССР ею не признавались. Жители Печорского района, чьи предки проживали там до 1940 года, получили право на получение эстонского паспорта без каких-либо экзаменов.
В 2005 году между РФ и Эстонией был заключен договор, согласно которому обе стороны признавали нынешние границы. Однако позднее эстонцы внесли в документ отсылку к Тартусскому договору 1920 года, что теоретически позволяло оспорить принадлежность Печорского района. В конечном счете договор о границе так и не был ратифицирован сторонами.
Время от времени эстонские политики и официальные лица публично оспаривают принадлежность Печорского района (а некоторые еще и Ивангорода, который имеет аналогичную с Печорами историю), однако официальных территориальных претензий государство не выдвигало. Тем не менее уже долгое время Эстония категорически отказывается ратифицировать договор о границе, ссылаясь на то, что Тартусский договор 1920 года все еще действителен. Что касается России, то в МИД считают, что в 1940 году договор прекратил свое действие и Печорский район не может быть предметом территориального спора.
Несуществующий остров
Это, вероятно, самый странный территориальный спор. Его предметом является давно уже не существующая территория — остров Ноктундо, он же Олений.
В 1860 году между Россией и Китаем был заключен Пекинский договор. В числе территорий, которые империя Цин признала российскими, стал и остров Ноктундо, расположенный на пограничной реке Туманная (Туманго). Этот небольшой остров исторически был владением корейской правящей династии. Однако в момент подписания договора Корея официально была вассалом Китая. Согласия своих вассалов китайцы спрашивать не стали.
Ситуация осложнилась в середине ХХ века, когда на территории Кореи возникли два государства, взаимно не признающие друг друга. Переговоры о статусе острова СССР предпочитал вести с дружественно настроенной КНДР. В конце концов, к 1990 году КНДР официально признала эту территорию советской. К этому моменту остров уже прекратил свое существование, слившись с берегом реки.
Южная Корея не признает любые договоры, подписанные КНДР, а это означает, что формально территориальный спор по-прежнему не урегулирован до конца. Однако Южная Корея пока не выдвигает официальных претензий, что, вероятно, связано с тем, что спорная территория граничит непосредственно с Северной Кореей, а не с ней.