Восьмое ноября 2016-ого года - день, когда граждане США выберут своего 45-ого президента и вице-президента на следующие четыре года. Этому дню предшествует двухгодичный электоральный цикл, представляющий собой сложный процесс с большим количеством промежуточных этапов. Ruposters открывает цикл материалов, посвященный американским выборам.
Механизм выборов
На данный момент гонка официально проходит между 4-мя кандидатами от демократической партии и 12 - от республиканской. На самом деле участников несколько больше, некоторые фавориты социологических опросов уже ведут кампанию, хотя до сих пор не объявили о своем выдвижении.
В январе 2016, после праймериз, продолжить борьбу за пост №1 в США смогут только два человека, по одному от партии. Их отберут выборщики, проголосовав на партийной конвенции. Самих выборщиков избирают в соответствии с законодательством каждого отдельного штата. В некоторых штатах для определения кандидата обращаются ко мнению членов партии, выраженном на голосовании, в других это решают партийные функционеры. Однако есть и те штаты, где в отсеве принимают участие все совершеннолетние жители.
Общенациональное голосование за президента, пройдет по такому же принципу.
Разумеется, выборщики не всегда голосуют так, как они обещали избирателям. В 29 штатах и округе Колумбия за нарушение обязательств предполагается административная ответственность в виде штрафа. Впрочем, за всю историю США никто к этой ответственности не был привлечен. Реально применяемая мера - аннулирование бюллетеня недобросовестного выборщика - применяется в подавляющем меньшинстве штатов.
На результат выборов подобные махинации еще ни разу не оказали решающего значения, но институт выборщиков (Electoral College), все равно часто подвергается критике. Ему инкриминируют главное преступление против демократии: можно проиграть выборы, даже заручившись поддержкой большинства населения.
Так и произошло в 2000 году, когда Эл Гор обошел Джорджа Буша на полмиллиона голосов, но проиграл выборы по количеству выборщиков (266 к 271).
Анимированное описание процедуры выбора президента США. На примере выборов 2012 года
Подобная ситуация возможна, потому что почти во всех штатах действует принцип “победитель забирает все” - голоса всех выборщиков штата уходят к победившему кандидату. Этот принцип порождает феномен «фиолетовых штатов» (неофициальный цвет демократов - синий, республиканцев - красный), которые становятся основным местом политических баталий.
Население этих штатов представляет собой многочисленные и разнообразные социальные группы, придерживающиеся противоположных политических взглядов (жители городов и деревень, национальные меньшинства и белые американцы), из-за чего нельзя точно предугадать, кто сможет “забрать все”.
И если победа республиканцев в Техасе - ожидаемое событие, которое вряд ли сможет сильно повлиять на исход, то первенство в колеблющемся штате вроде Невады, может определить следующего президента. Так, за последние 100 лет Невада голосовала за победителя 24 из 25 раз (Джимми Картер в 1976 - единственное исключение).
Количество выборщиков по штатам (определяется исходя из численности населения)
Основные претенденты на номинации
«Эвридэй американс» пока еще не втянулись в пристальное наблюдение за президентской гонкой, но это изменится осенью этого года, когда пройдут первые дебаты. В этом году их будет сравнительно мало: 9 у республиканцев и 6 у демократов. Для сравнения: в 2012-м их было двадцать у республиканцев и столько же у демократов в 2008-м.
После праймериз, в сентябре и октябре 2016 года, пройдут дебаты между кандидатами от республиканской и демократической партий. Они, скорее всего, повлияют на популярность основных кандидатов от обеих партий. К сожалению, из-за большого числа претендентов среди республиканцев участие в дебатах будет зависеть от их положения в общенациональном соцопросе.
Сейчас положение основных кандидатов выглядит следующим образом:
Очевидный лидер среди демократов - Хиллари Клинтон, велика вероятность того, что именно она и выиграет праймериз. Она чувствует себя свободно в финансовом плане (тут есть и обратная сторона - пресса уже не первый месяц публикует критические материалы о Фонде Клинтонов) и обладает связями с бизнес-элитами, но доверие к ней среднего американца подорвано коррупционными скандалами.
О возможности других демократов получить номинацию можно и не говорить. Показательный пример - Бэрни Сандер, подобравшийся к Хиллари ближе всех (10% по национальному соцопросу). Он независимый конгрессмен, которому демократы ближе, чем республиканцы. И эта независимость - предмет его гордости: никому не удавалось оставаться в этом статусе так долго. Возможно, даже слишком долго - в этом году Сандерсу исполнится 75 лет. И вряд ли ему удастся стать самым старым президентом США (пока что это почетное место остается за Рональдом Рейгананом, прошедшим инаугурацию в 69 лет).
Однако, возраст не самая серьезная помеха - называть себя социалистом кажется не лучшей идеей. “Социалист” - это почти ругательство в американском политическом дискурсе. Бэрни не поможет даже то, что на праймериз традиционно приходит наиболее радикально настроенный, крайне левый в данном случае, электорат.
Куда более ожесточенная конкуренция проходит среди республиканцев:
Джеб Буш, сын Джорджа Буша-старшего и брат Буша-младшего. Кандидат, обладающий репутацией «умного Буша», выглядит самым сильным из всех республиканцев. Среди его преимуществ: профессионализм и электоральный опыт. Это может удовлетворить запрос американцев на компетентность и стабильность (против запроса на изменения эпохи первого срока Обамы).
Но главная проблема Буша - его фамилия. Сложные семейные отношения с верхушкой партии затруднят для него приобретение поддержки, да и сами американцы не стремятся избирать себе следующего президента из политической династии.
С другой стороны, если от демократов идет Клинтон, то почему от республиканцев не может идти Буш? Вероятность столкновения представителей двух семей высока, а значит привести на участки даже своих избирателей будет непросто - слишком широко распространено чувство разочарованности и усталости среди электората обеих партий.
Марко Рубио, бывший сенатор от Флориды - восходящая звезда республиканской партии, занимает второе место в рейтинге. И все же нужно помнить, что, ранние опросы - неустойчивый показатель, мало свидетельствующий о будущем.
Да, он умеренно консервативен, что устроит истеблишмент партии, и неплохо стоит в опросах против Хиллари Клинтон. Но во Флориде, его родном штате, Рубио уступает в популярности Джебу Бушу. Преимущество латиноамериканского происхождения становится все более несущественным, каждый раз когда тот же Буш дает интервью на идеальном испанском.
И если Джеб обратился в католицизм ради жены, то объяснить религиозные скитания Рубио по маршруту - католики, мормоны, снова католики, а затем баптисты - сложно. Такое непостоянство вызовет раздражение консервативных избирателей.
Он молод, и это плюс, но в свои 43 он уже был пойман на растрате партийный денег в личных целях, уличен связях с коррумпированными членами Палаты представителей и непотизме. Ему далеко до масштабов Хиллари Клинтон, но в отличие от Марко у нее и конкурентов нет. Сомнительно, что Рубио сможет на равных соперничать с Бушем.
Поэтому Марко Рубио будет соревноваться со Скотом Уокером. Скот не проиграл ни одних выборов и является первым в истории США публичным политиком, отстоявшим пост губернатора на голосовании за досрочную отставку.
Компромиссный вариант для многих республиканцев, да и у населения не вызывает сильной антипатии. Более серый и нехаризматичный, чем Марко Рубио, зато более надежный и опытный. Многое зависит от того, насколько хорошо будет проведена его кампания.
На Уокере замыкается тройка лидеров, подающих надежды. А перспективы кандидата на победу - главная характеристика как для республиканской партии, так и ее электората, утомленного двумя сроками президентства Обамы.
Бэн Карсон. Нейрохирург-афроамериканец с мировым именем. Он - попытка республиканцев заигрывать с нацменьшинствами, которых они либо привлекут на свою сторону, либо начнут проигрывать выборы за выборами. Карсон такой не один, помимо него выдвинуты два латиноамериканца, один индус и италоамериканец. И у них также мало шансов, как и у нейрохирурга.
Интерес к выборам на этапе праймериз свойственен людям чуть более вовлеченным в политическую жизнь, чем среднестатистический гражданин.
Но совсем скоро кандидаты начнут тратить бюджеты, сопоставимые с ВВП некоторых африканских стран, на отладку и запуск своих агитационных машин. Журналисты с большим рвением будут уличать кандидатов в связях с иностранными государствами и участии в коррупционных схемах. А огромная доля, накопившегося за годы социального напряжения и политических противоречий, обретет форму и выплеснется в публичное пространство.