Жизнь

10 лучших музыкальных альбомов 2015 года

4.1k
Комментарии 0
10 лучших музыкальных альбомов 2015 года

2015 год подходит к своему логическому завершению и настает пора подводить итоги. Ruposters Life вспоминает 10 самых лучших альбомов 2015 года.

10. Arca – "Mutant"

Предыдущая пластинка венесуэльского электронщика Xen рождала ощущение, что вы попали в далекое будущее с летающими автомобилями, неоном и роботами. Однако на “Мutant” Arca рисует гораздо менее привлекательное будущее, очароваться которым куда сложнее.

Arca в свое время успел поработать в качестве продюсера с такими музыкантами, как Канье Уэст, Бьорк, FKA Twigs и Kelela, однако сам он производит футуристическую и довольно абстрактную музыку, мало общего имеющую с R&B и хип-хопом. Скорее его можно поставить в один ряд с такими передовыми электронщиками, как Rabit, Lotic и M.E.S.H. Все они сочиняют технологичную, деконструктивистскую и непредсказуемую электронику, состоящую из искаженных, словно взрывающихся звуков.

Также немаловажно, что все эти музыканты относятся к квир-сообществу, что отчасти проливает свет на причину появления этой колючей, недружелюбной и одновременно ранимой музыки, зародившейся в клубах в качестве альтернативы EDM. Arca является чуть ли не самым ярким представителем из этой волны. Его какофонический “сумбур вместо музыки” может многих отпугивать и раздражать, но просто отмахнуться от него невозможно, как и от нашего будущего, каким бы мрачным и страшным оно не казалось.

9. Björk – "Vulnicura"

Последний альбом Бьорк – своего рода флешбэк из 90-х, который многим напомнил лучшую запись певицы Homogenic. Альбом полностью посвящен ее расставанию с мужем - художником Метью Барини.

Создание Vulnicura для Бьорк было своего рода психотерапией, с помощью которой она вернулась к жизни после разрыва с любимым человеком. На самой обложке пластинки певица изображена будто бы с огромной раной на груди, что идеально передает дух альбома. Столько неприкрытой боли регулярно вываливает на слушателя разве что российский музыкант Дельфин.

Порой во время прослушивания Vulnicura становится совсем невыносимо – в голове не укладывается, что Бьорк регулярно исполняет эти песни на своих концертов. Однако и выключить эту немного наивную, безмерно печальную и невероятно красивую музыку рука не поднимается.

Над созданием альбома работали также электронные продюсеры The Haxan Cloak и Arca, но их булькающие биты отодвинуты на второй план, уступая главное место эмоциональному вокалу исландской певицы и прекрасным струнным партиям, которые Бьорк написала сама. Отдельно стоит упомянуть удивительные клипы на песни с альбома – один из них был даже снят у Бьорк во рту.

8. Panda Bear - "Panda Bear Meets the Grim Reaper"

На своей последней пластинке Panda Bear не делает ничего революционного – это все те же психоделические песни с солнечными мелодиями в духе Beach Boys, которые въедаются в мозг на раз.

Эта музыка состоит из монотонного бита, совершенно не меняющегося на протяжении песни, кислотных булькающих синтезаторов и узнаваемого вокала Ноа Леннокса. Здесь уже нет того безумия, которое было свойственно ранним опусам Animal Collective. Теперь это просто странные поп-песни, но, к несчастью или нет, писать такие обаятельные мелодии с фирменными хуками может лишь один человек в мире – Panda Bear.

Будем надеяться, что предстоящий альбом Animal Collective будет как минимум не хуже. Премьера 10-го альбома культовой группы намечена на 19 февраля, а называться он будет “Painting With”. 

7. Jim O'Rourke - "Simple Songs"

Живущий уже некоторое время в Японии Джим О’Рурк, известный авангардист и экспериментатор, в свое время успевший посотрудничать с Sonic Youth, впервые за 15 лет записал поп-альбом. На нем музыкант не боится быть старомодным и играет старперский семидесятнический прог-рок в сочетании с не менее старперским софт-роком в духе Steely Dan.

О’Рурк для альбома написал 8 невероятно изобретательных и изящных песен, которые вовсе не так просты, как кажутся. Это именно тот случай, когда музыкант гораздо умнее того музыкального жанра, который он берется осваивать. За внешне беззаботными мелодиями то и дело проступает боль, злость и ирония. Это ощущение двойственности и наличия двойного дна у песен не покидают слушателя до самого конца пластинки.

6. M.E.S.H. - "Piteous Gate"

У лейбла Pan был определенно удачный год, а “Piteous Gate” – наибольшее тому подтверждение. Угрожающий технократизм этой музыки притягивает и дезориентирует, при этом словно создавая в голове у слушателя антиутопическую картину будущего.

Несмотря на кажущуюся механистичность, эта музыка довольно драматична и была бы отличным саундтреком для какой-нибудь игры в жанре кибер-панк. В отличие от того же Arca, треки M.E.S.H. кажутся гораздо более продуманными и более структурированными. Порой возникает ощущение, что эти звуки произвел на свет не человек, а некий хитроумный искусственный интеллект.

Интересно, что и Arca, и M.E.S.H. начинали свой путь в качестве создателей танцевальной музыки, так что “Piteous Gate” и “Mutant” нужно воспринимать именно в контексте клубной культуры.

5. Grimes - "Art Angels"

Клэр Буше работала над своим “Art Angels” три года без помощи продюсера, в отличие от принесшего ей славу Visions, который был записан всего за три недели. На Art Angeles певица окончательно стирает грани между мейнстримовыми поп-песнями и странной инди-музыкой.

На альбоме находится место и фолку, и поп-панку, и кавайной японской поп-музыке, и даже классике, и все же наибольшее влияние на Grimes сейчас явно оказывает западная поп-музыка, что не преминули поставить певице в упрек поклонники ее предыдущего альбома.

Однако "Art Angeles" очень человечный и обаятельный альбом с массой неправильностей (например, в некоторых песнях здесь попросту отсутствует бас), в отличие от прилизанной продукции Кэти Перри и Тэйлор Свифт. При этом на пластинке неприличное количество больших поп-хитов, которые сделали бы честь упомянутым выше певицам.

4. Oneohtrix Point Never - "Garden of Delete"

“Я хотел бы, чтобы подростки, работающие в шопинг-моллах, полюбили этот альбом”, - сказал недавно в интервью Дэниел Лопатин о своем последнем альбоме, раскрывая идею “Garden of Delete”. Именно злобная и по-хорошему тупая подростковая рок-музыка 90-х годов послужила источником вдохновения для музыканта во время работы над его последним альбомом.

Выросший в Америке выходец из семьи русских эмигрантов Дэниел Лопатин записал свой самый мрачный, агрессивный и виртуозный альбом. Музыкант ездил в турне, разогревая Nine Inch Nails и Soundgarden, чем можно объяснить его уклон на “Garden of Delete” в более брутальную музыку.

Героем этого альбома является инопланетянин Эзра, сгенерированный на компьютерной программе вокал которого появляется на нескольких треках альбома. Эта абсолютно дикая, в хорошем смысле сводящая с ума пластинка, одна из немногих в этом году, которая смотрит прежде всего в будущее, а не в прошлое. Особенно хочется отметить 8-минутный эпик “Mutant Standart", в котором уживается агрессивная индустриальная музыка и транс 90-х годов.

3. Краснознаменная дивизия имени моей бабушки – "Кики"

На своем втором полноценном альбоме московский инди-оркестр выстроил невероятно сочный и красочный звук, сопровождающий их по-прежнему прекрасные и добрые песни. К привычному сочетанию пост-рока, пост-панка, тви-попа и советской эстрады в песнях группы прибавились еще и эксперименты с афро-попом.

Сюжеты для многих своих песен КДИМБ все так же берут из детских книг, которые лидеры группы Иван и Яна Смирновы читают своим детям. Однако в музыку группы теперь все чаще вторгается реальный мир, включающий смерть близких и политические перипетии. Но тот свет, который исходил от их обаятельных песен на первом альбоме, остался с нами и на “Кики”.

2. Julia Holter - "Have You in My Wilderness"

Импрессиионистический оркестрованный поп на “Have You in My Wilderness” в равной степени наследует легкость и изящество эстрады 60-х годов, ум и вкус сингеров-сонграйтеров 70-х и атмосферный звук дрим-попа 80-х.

Вокал самой Хольтер в ее песнях распадается на сотни голосов, которые словно птицы порхают в акустическом пространстве ее песен. “Have You in My Wilderness” оказался наиболее доступной и поп-ориентированной записью певицы, но ее авангардные корни то и дело дают о себе знать.

Эти песни будто все время норовят упасть в какофоническую бездну, но все-таки каждый раз удерживаются на ее краю. При этом такого количества красивых мелодий в уходящем году мы ни у кого больше не наблюдали.

1. Скриптонит - "Дом с нормальными явлениями"

Про этот альбом уже было сказано множество громких слов, в том числе и на Ruposters Life. Как мы уже сообщали, этот год для российского хип-хопа стал особенным - вышли такие заметные альбомы, как "Марабу" ATL, "Горгород" Оксимирона, "Еще" Гуфа. Но "Дом с нормальными явлениями" - нечто особенное. 

Как нам искренне кажется, пластинки масштабнее, интереснее и мощнее в 2015 году на планете Земля не было. Это злая, опасная и новаторская музыка - она действует на слушателя абсолютно ошеломляюще, а уровень мастерства Скриптонита как рэпера и продюсера абсолютно запредельный.

Любителям находить "смысл" в песнях будет непросто полюбить эти путанные, лишенные четкого нарратива “текста”. Однако главное в песнях Скриптонита - это заторможенный и разреженный звук в сочетании с неподражаемой манерой читки рэпера, будто бы в нем правда "бутылка водки в доле с марихуаной". Скриптонит читает то тихо и вкрадчиво, как это было принято 20 лет назад в трип-хопе, то истерично и словно с кровью, текущей из глаз.

В ближайшем будущем Скриптонит обещает выпустить еще один альбом - куда менее экспериментальный и более хитовый. Что ж, как поет сам Скриптонит, "завтра много обещает" - и это касается как будущего этого отдельно взятого рэпера, так и будущего русского хип-хопа в целом.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать Ruposters в ленте "Яндекса" https://zen.yandex.ru/ruposters.ru

Поделиться / Share