Правительство внесло в Госдуму законопроект о введении рентного коэффициента (К-рента) в размере 3,5 к действующим ставкам НДПИ для металлургов и производителей удобрений. Депутаты должны рассмотреть его в первом чтении уже завтра. Андрей Васильев - о том, зачем нужен пересмотр нагрузки на добывающие компании и что это даст бюджету.
В чем суть
Депутаты Госдумы получили от правительства законопроект, в котором содержатся сразу несколько предложений об увеличении налоговой нагрузки для ряда компаний. Главное нововведение — повышение в 3,5 раза ставки налога (так называемого "рентного коэффициента") на добычу твердых ископаемых и некоторых металлических руд с 1 января 2021 года.
В первую очередь это относится к добывающим компаниям, которые пользуются традиционно обширным пакетом льгот при работе с российскими ресурсами. Например, для сырьевиков, занятых добычей твердых полезных ископаемых, годами устанавливалась пониженная рента, которая позволяла сохранять почти всю прибыль и платить минимум налогов.
Перерасчет рентного коэффициента и ставки налога на добычу калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд, природных солей и чистого хлористого натрия, бокситов, нефелинов, горнорудного неметаллического сырья, кондиционных руд цветных металлов, а также железной руды упорядочит налоговую нагрузку на добывающие предприятия и приведет отчисления к среднемировому уровню.
Если оперировать цифрами, то все выглядит так: аналогичный налог на добываемые ресурсы за рубежом в некоторых случаях составляет до 10% от средней рыночной цены на ископаемые. В данный момент в России этот налог не превышает и одного процента и рассчитывается не от рыночной цены на полезные ископаемые, а от себестоимости добычи, которая во многих случаях была крайне низкой.
Лишение сверхприбыли
Для нефтяных компаний времена извлечения колоссальных доходов, похоже, тоже закончатся. По крайней мере в 2021 году правительство планирует отменить льготы на добычу полезных ископаемых из выработанных месторождений. Несмотря на то что нефтяники постоянно говорят о высокой налоговой нагрузке, в реальности ее почти не существовало.
Действующие льготы помогали сырьевикам прибегать к нескольким хитростям, и в итоге добычу на части новых и откровенно выгодных месторождениях подавали как добычу нефти со старых и убыточных скважин. Потери государства в этом случае много лет составляли сотни миллиардов рублей: только в 2019-2020 годах государство недополучило 200 млрд рублей. Однако с 2021 года это окно возможностей для нефтяников закроется, и дополнительные доходы за первый постпандемийный год составят почти 100 млрд рублей.
Суть нововведений правительства состоит в том, что теперь все льготы на старые скважины и нерентабельную добычу будут направляться адресно — после проверки скважины и данных о ее запасах, независимой проверки состояния. Для того чтобы нефтяники не были обижены государством, могут ввести гибкий налог на доходы, позволяющий удовлетворить запросы обеих сторон.
Повысят не всем
После того как нагрузка на крупный добывающий бизнес будет увеличена, малый и средний бизнес смогут "вздохнуть с облегчением" и начать восстановление после нанесенного пандемией коронавируса ущерба. Для того чтобы собственники бизнеса могли почувствовать реальную помощь государства, снижение страховых взносов, введенное на время антикризисной программы по поддержке экономики в условиях введения ограничительных мер, станет бессрочным и продолжится после кризиса. Именно эти направления часто указывались как препятствия развития бизнесу. Кажется, бизнес в правительстве услышали.
Фактически государство впервые за всю историю решило помочь бизнесу не через льготные кредиты и другие программы поддержки, а напрямую — через снижение налоговой нагрузки. Если говорить еще проще, то малому бизнесу оставят заработанные деньги и будут постепенно упрощать условия работы: снижать налоги и обеспечивать прямой доступ для обсуждения самых важных вопросов.
Важно, что инвестиции в федеральный и региональный бизнес позволят собственникам получать специальную "инвестиционную льготу", добиться которой раньше было фактически нельзя по целому ряду бюрократических причин.
Выпадающие доходы от действий по поддержке малого, среднего бизнеса и прямой финансовой помощи населению, включая выплаты на детей и расходы на сокращение безработицы, превышают 1 трлн рублей в год, и даже самые крупные налоги, собранные за несколько лет, эти расходы покрыть не смогут. Однако на такой шаг в правительстве пошли с одной целью: сохранить бизнес и деньги людей.
В карман не полезут
Порядок привлечения инвестиций в Россию тоже решили пересматривать. Теперь российские бизнесмены, вкладывающие деньги в развитие компаний не напрямую, а из-за рубежа, будут платить не 5% налога "зарубежной ставки", а все 15%. При этом ставка внутри страны многие годы не менялась, и налог на дивиденды всегда составлял 13%.
Такое решение выглядит взвешенным по двум серьезным причинам. Во-первых, весь крупный бизнес будут стимулировать к инвестициям в производство и развитие компаний, а не к выплате прибыли акционерам.
Добиться серьезной помощи от государства при этом станет еще проще: за вложения в особые экономические зоны и инвестиционно привлекательные регионы, например, Дальний Восток или Калининград, собственников бизнеса ждут льготы, упрощенное налогообложение и, при необходимости, помощь с поиском инвестиций, государственно-частное партнерство и многое другое.
Устранение перекосов в налоговой нагрузке и более пристальное внимание к общенациональному плану по восстановлению экономики преследуют две ключевых цели.
Первая — не допустить повышения налоговой и любой другой финансовой нагрузки на простых людей, которых в период пандемии и без того изрядно потрепало. Внимание к простым людям позволит снизить социальную напряженность и даст людям уверенность, что российская экономика выстоит даже в непростые времена.
Вторая — распределить налоговую нагрузку и утвердить правила уплаты налогов таким образом, чтобы инвестировать в Россию изнутри и чтобы в целом вести бизнес в России было выгодно. О зарубежных инвесторах при этом не забывали. Они, как и прежде, смогут участвовать в развитии российской экономики и бизнеса на льготных (относительно других стран) условиях. Все пути для этого открыты.