Мнение

Игра без правил: как атака США на Huawei касается России

Игра без правил: как атака США на Huawei касается России

США включили китайскую Huawei в черный список — компании будет запрещено сотрудничество с резидентами США без лицензии от властей. О прекращении работы с гигантом сразу объявили Google, Intel, производители чипов для процессоров Qualcomm, Xilinx и Broadcom. Смартфоны Huawei отключат от платформы Android. В Америке обвинили компанию в передаче данных пользователей китайским властям, после чего Дональд Трамп подписал указ о введении национального чрезвычайного положения из-за угроз информационными технологиям. Дмитрий Лекух — о том, что это все значит и есть ли у России возможность противостоять подобным угрозам.

19 мая корпорация Google объявила о приостановке сотрудничества с компанией Huawei – самым крупным китайским производителем смартфонов. И это сразу стало новостью номер один. Ожидается, что в самом ближайшем будущем на гаджетах Huawei перестанет обновляться Android. А у следующих поколений смартфонов компании вообще не будет доступа к любым сервисам Google — ни к магазину приложений Google Play, ни к браузеру, ни к почте, ни к картам.

Что это означает? Одну предельно простую, но крайне неприятную вещь: в основе современной глобализации изначально лежала глобальная фундаментальная ложь — ложь о взаимовыгодной интеграции и фундаментальной свободе в деятельности глобальных корпораций. Если уж такой монстр и символ современного "мира корпораций", как Google, по первому зеленому свистку объявляет себя то ли "мобилизованным", то ли даже добровольным солдатом американо-китайской торговой войны, то этот "дивный глобальный мир" никогда и вовсе не существовал.

Формулировка решения Департамента торговли США, который и внес крупнейшего в мире производителя смартфонов в "Entity List": 

Такое решение было принято на основе полученной департаментом информации, которая дает причины сделать вывод, что Huawei причастна к действиям, которые противоречат интересам национальной безопасности США.

Собственно, все. Хрясь — и наотмашь. Какие-такие решения судов, расследование, формальности типа устаревшего понятия "деловой этики" и прочее никому не интересны. Голый, как пистолет из известной кинокомедии, инструмент даже не политической и уж тем более не военной, а всего лишь торговой борьбы. Штирлиц, сколько раз мы вам говорили: верить в этом мире больше нельзя никому…

Никто не говорит, что власти США несправедливо подозревают Huawei в чем-то нехорошем и что все это исключительно последствия текущей торговой войны. Не в этом дело. Просто совсем еще до недавнего времени в мире как-то было принято считать, что Google, Intel и прочие — это такие своеобразные "корпорации добра" (и уж совершенно точно "свободы"), абсолютно независимые как от американских, так и от всяких прочих властей. У них, типа, только один закон и регулятор и тот — закон рыночной экономики. На практике, как выясняется, это, мягко говоря, не совсем так. И на деле "глашатаи, адепты и субъекты свободного рынка" готовы по одному движению пальца в Департаменте торговли США и по единому намеку своих настоящих властей моментально обрывать все договоренности и партнерские отношения. Даже крайне выгодные для самих себя. А то, что Google с Huawei работать было именно выгодно, даже неудобно отрицать.

Какой из этого всего следует вывод для России? Очень простой - нужно учиться на китайских ошибках и экстренно создавать инфраструктуру, способную противостоять таким вызовам. Просто представьте на секунду: китайский-то внутренний рынок от этой красоты защищен, там тот же Google даже и не представлен. А вот если нечто подобное будет по каким-то причинам (да, даже и причина-то не нужна, в нынешнем удивительном мире для этого довольно повода и политической воли, как в каком-нибудь "деле Скрипалей") применено, допустим, этим самым Google не против китайской Huawei, а против российской "большой четверки" сотовых операторов? Что будет, если власти США вынудят десятки крупных американских корпораций остановить сотрудничество с Россией? Прекратить поставки программного обеспечения, микросхем, сетевого оборудования и так далее? 

Конечно, у нас в России на полную мощность запущены процессы импортозамещения, в том числе и в цифровой экономике. Государство стимулирует создание и внедрение отечественного программного обеспечения, поскольку, как вы понимаете, только так можно гарантировать защиту информации и полноценное функционирование государственной, корпоративной и гражданской коммуникационной инфраструктур. 

Строго говоря, Россия не так уж и беззащитна от атак, которые переживает Китай и Huawei. Например, у нас при поддержке государства полным ходом идет разработка мобильной операционной системы "Аврора", которая в перспективе сможет заменить Android на мобильных устройствах. "Аврора" создается не с нуля, а на базе финской операционной системы Sailfish. В 2018 году компания "Ростелеком" выкупила 75% акций разработчика этой ОС, переименовав ее в более благозвучное для России название. Цели у российских разработчиков благородные - сделать из "Авроры" не только удобную замену Android, но и создать отечественный корпоративный смартфон с исключительно российским программным обеспечением на борту.

    Но успеем ли мы создать свои собственные продукты до того, как Вашингтону придет в голову давить на Россию с этой стороны? И как-то совсем другими глазами сразу смотришь, допустим, на не так давно принятый российский закон об обеспечении надежной работы российского сегмента интернета в случаях сбоев или целенаправленного масштабного внешнего воздействия, не правда ли? Который, несмотря на непрерывную ругань и чуть ли не вой "либерального и демократического сегмента общества", таки был принят Государственной думой Российской Федерации в окончательном чтении. 

    Важно понимать, что закон был подготовлен именно с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018-го Стратегии национальной кибербезопасности США. Да-да, той самой, согласно которой Департамент торговли США сейчас так блистательно топит неудобный китайский Huawei. И он, этот закон, именно вот на такие случаи и рассчитан, уважаемые дамы и господа. К примеру, в этой доктрине практически открыто и прямо говорится о необходимости наказать Россию за якобы проведенные хакерские атаки.

    Нетрудно догадаться, что если власти США решатся на такой шаг, то Россия может быть в кратчайшие сроки отключена от большинства привычных нам цифровых благ, которые в большинстве контролируются американскими корпорациями. Сюда же можно отнести и угрозу отключения российских сетей от западных DNS-серверов. В результате такого сценария, по данным экспертов, отечественная экономика будет нести убытки, равные 20-30 млрд рублей в день. Для этого и введен закон о надежном Рунете, позволяющий обеспечить подключение операторов связи в РФ к национальной системе DNS.

    На примере Huawei Белый дом США доказал, что голая экономическая целесообразность стала в новой реальности эффективным инструментом для реализации любого рода задач. Так что для многих сограждан, еще не так давно сомневавшихся "а не поспешили ли мы" как с выводом денег из американских ценных бумаг, так и с "законом о надежном рунете", — это должно стать реальным холодным душем по типу "хорошо, если не опоздали". 

    И теперь в первую очередь я, к примеру, обратил бы внимание на ускорение разработки рабочей версии аналога Swift. Ну, так, чисто на всякий случай. Да и в откровенно текущем информационно во все возможные стороны "управленческом" сегменте российского интернета тоже, поверьте, есть на что внимание обращать.