Тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" сильных повреждений во время пожара не получил и после ремонта будет возвращен в состав ВМФ. Об этом официально заявили в ОСК. Тем не менее будущее "плавучего аэродрома" под большим вопросом. Авианосцы сами по себе могут исчезнуть в ближайшие 10 лет. Андрей Васильев — о том, сколько и зачем Россия тратит на единственный авианосец.
После пожара на борту авианесущего крейсера глава ОСК Алексей Рахманов сообщил, что корабль не получил критических повреждений. "Адмирал Кузнецов" не потерял остойчивость, а значит "жить будет". Однако тут стоит сразу оговориться — ничего хорошего пожар все равно не принес.
По плану ввод корабля был намечен на 2022 год. И хотя выводы специальной комиссии, расследующей причины пожара и устанавливающей масштабы повреждений, еще не опубликованы, вероятность того, что сроки будут сорваны, существенно увеличилась. ТАВКР "Адмирал Кузнецов" — корабль немаленький. С учетом общего, не вполне удовлетворительного состояния и необходимых работ по повышению боевой готовности и эффективности специалисты ВМФ и лучшее судоремонтное предприятие России запланировали капитальный ремонт, который должен был продлиться несколько лет.
С точки зрения техники пожар действительно мог быть несущественным — в конце концов, горела пара помещений, в которых производились сварочные работы. Радует одно: на время ремонта летный состав палубной авиации ВМФ не оказался "выбитым из седла". Уникальные специалисты, способные взлетать и садиться на палубу авианесущего корабля, все время тренируются на базе наземного испытательного тренировочного комплекса авиации (НИТКА), расположенного в Крыму.
Разумеется, после ремонта корабль будет в состоянии выйти в море, и на его палубу снова будут садиться боевые истребители. Только само по себе будущее кораблей такого типа под большим вопросом. Ведущие страны мира пересматривают подходы к строительству и содержанию кораблей.
В США авианосцы долгое время считались (и считаются до сих пор) лучшим инструментом для проведения внешней политики. Именно поэтому, кроме существующих авианосцев типа "Нимиц", заказана серия из (минимум) пяти кораблей типа "Джеральд Форд".
В КНР другой подход к созданию флота. Китайцы используют советский опыт и строят корабли исключительно для защиты своих территориальных вод на дальних подступах, без необходимости доминировать во всех регионах мира. Авианосцев с ядерной энергетической установкой в КНР, равно как и в России, нет, и скорее всего не будет в ближайшие 10-20 лет.
Всего в КНР планируют эксплуатировать четыре авианосца. "Ляонин" и 001А — точные копии советских авианесущих кораблей, которые выдает характерная необычная форма передней части палубы с расположенным под углом участком для взлета. Еще два корабля, строительство которых планируют завершить через несколько лет, также основаны на советских технологиях, хотя и будут построены по улучшенному, собственному проекту 002.
Правда, для того чтобы корабли исправно несли боевую службу и имели высокий оборонительный и ударный потенциал, надо соблюсти целый ряд условий. Первое — создать соответствующие авианосные ударные группы. Сам по себе авианосец не может воевать, ему нужны несколько кораблей сопровождения.
В связи с этим постройка авианосцев — крайне дорогое, тяжелое и длительное мероприятие, нормально спланировать которое многие не в состоянии. И современные средства поражения, как пояснил военный эксперт Василий Кашин, могут "обнулить" боевой потенциал даже самых современных кораблей.
Неясно долгосрочное будущее авианосцев в принципе. Есть мнение, что гиперзвуковые крылатые ракеты, баллистические ПКР, рои ударных беспилотников, беспилотные подводные лодки и другие виды перспективного оружия сделают авианосцы устаревшими уже через 10-15 лет. В такой ситуации стоит ли строить новые корабли такого класса? А их ведь нужно будет 2-3 минимум.
К примеру, на борьбу с авианосцами противника заточен и российский глубоководный аппарат "Посейдон" с двухмегатонной боеголовкой. Скорость его движения под водой гораздо выше, чем у любой, даже самой современной торпеды, и перехватить такую цель попросту невозможно.
Но то, что справедливо для кораблей противника, работает и в адрес российского флота. И хотя с созданием палубных версий надежных и неприхотливых истребителей в России, в отличие от КНР, нет никаких проблем, с кораблями для боевого охранения и сопровождения авианосцев пока наблюдаются очевидные трудности.
По словам военного эксперта Василия Кашина, перед строительством авианесущих кораблей нового типа для российского ВМФ требуется решить ряд других задач.
Я сомневаюсь, что для России есть смысл строить и содержать новый атомный авианосец. Особенно в свете того, что мы не имеем и не строим достаточного количества фрегатов и эсминцев, без которых он не имеет смысла.
Стоимость ремонта ТАВКР "Адмирал Кузнецов" — отдельная тема для разговора. В 2017 году объем работ по модернизации оценили в 40 млрд рублей. В 2018 году эта сумма увеличилась до 60 млрд. Строительство нового атомного авианосца, по самым грубым подсчетам, может обойтись в сумму от 320 до 350 млрд рублей (примерно 5 млрд долларов), а с учетом серии из двух кораблей общая стоимость может вырасти до триллиона, и это без строительства кораблей сопровождения и всей необходимой инфраструктуры.
Единственное, что остается неизменным, — задачи для таких кораблей. Еще со времен СССР защита исключительных экономических зон, особенно в отдаленных частях мирового океана, была приоритетной для ВМФ. Идеальная серия для российского ВМФ в его текущем состоянии — хотя бы по два боеспособных авианосца на Северный и Тихоокеанский флот. С учетом того, что Северный морской путь сам по себе и Арктика в целом через 10 станут зоной экономических споров, строительство новых авианесущих кораблей было бы кстати, но… ни российский бюджет, ни российские судостроители к таким свершениям пока не готовы.
Не исключено, что для постоянного боевого дежурства в Арктике готовят последний оставшийся в живых и переживший много ТАВКР "Адмирал Кузнецов". Природного газа в Арктике, по данным экспертов, около 1550 трлн кубометров, и большая часть из всей энергетической сокровищницы лежит у берегов России. Именно для охраны этого богатства в срочном порядке и ремонтируют последний из уцелевших авианосцев. Вполне вероятно, что деньги, которые пойдут в российскую экономику после начала активного освоения Арктики, будут потрачены и на строительство новых авианесущих кораблей.
Но до этого момента пройдет еще примерно 15, а в условиях российского судостроения все 20 лет. Рассуждать о таких сроках можно хотя бы потому, что в Государственную программу вооружений на 2018-2027 годы не только строительство, но и разработка авианесущих кораблей не включены. Что касается перспективных проектов российских авианосцев, о которых нередко говорят в СМИ, то все они — инициативные и концептуальные, и ничего общего с конечным изделием, вероятно, иметь не могут. Доподлинно известно, что ни одно российское конструкторское бюро на данный момент не получило заказа от ВМФ на разработку перспективного авианесущего корабля с ядерной энергетической установкой.
Даже при самом оптимистичном сценарии проектирование авианесущего корабля и его строительство могут начаться не раньше, чем в 2030-2040 годах. Это значит, что полноценная боевая служба нового российского авианосца с кораблями сопровождения возможна лишь к середине столетия. До этого момента в составе флота, пусть и ограниченного, задачи по защите особых экономических зон будет выполнять единственный, пусть и серьезно модернизированный, ТАВКР "Адмирал Кузнецов".