Статьи

Неугомонный сосед: зачем Грузия опять напоминает о себе скандалом

Неугомонный сосед: зачем Грузия опять напоминает о себе скандалом

Между Москвой и Тбилиси разгорается скандал. Грузинские авиавласти не согласовали "Уральским авиалиниям" полеты из Жуковского. Российская сторона в ответ ограничила полеты Georgian Airways во Внуково. А недавно в Грузии появилась петиция с требованием обязать туристов из России признавать территориальную целостность страны при въезде. Юридической силы она, конечно, не имеет, но, как говорится в таких случаях, сигнал был послан. Дмитрий Лекух - о том, зачем Грузия опять громко напоминает России о себе.

Трудно быть маленькой, но гордой республикой.

В последнее время на территории Российской Федерации о существовании такого политического образования, как "демократическая" и, соответственно, искренне антироссийская Грузия, стали, признаться, забывать. Причин тут довольно много: во-первых, самый забавный и экспрессивный из демократических грузинских политиков переоделся в украинскую вышиванку. И, несмотря на увольнение с поста одесского губернского начальника, продолжает принимать активное участие в политической жизни не страны курортов и мандаринов, а сала и АТО на территории Донбасса. А грузинское руководство, напротив, требует его немедленной выдачи, чтобы потом судить.

Во-вторых, изменился и сам масштаб окологрузинской проблематики.

И причина тут отнюдь не в дружелюбной или хотя бы "более нейтральной" грузинской политике, а в уровне как геополитических, так и макроэкономических задач, стоящих перед самой Российской Федерацией. И никакого места в этих решаемых РФ уравнениях маленькой, но очень гордой республике, к сожалению, нет. Грузия ничем, кроме мандаринов, вина и традиционного хорового пения про "Сулико" не может заинтересовать нынешнюю Россию. Если по большому счету, виновата в этом Грузия сама.

В очередной раз в столкновении "идеологически правильной политики" и банальной географии побеждает именно география. И зажатая территориально между сильной Россией, союзной ей Арменией, не чужим Азербайджаном и Турцией, с которой Российская Федерация пребывает хоть и в довольно сложносочиненных, но все-таки скорее геополитически партнерских отношениях, Грузия с ее населением численностью в пару московских округов не может стать ни "частью Европы", ни еще одним "штатом США". И как бы этого части грузинских политиков не хотелось, география тут в очередной раз оказывается объективно значимей и сильней.

Грузия сейчас по факту - небольшое "провинциальное" кавказское государство. Не располагающее ни интересующими мировые рынки сырьевыми ресурсами, ни промышленностью, ни географически значимым положением (тот же "азербайджанский транзит", на который делал ставку Саакашвили, давно поделен между Турцией и Российской Федерацией, конкуренты им ни к чему). Да еще и имеющее территориальные споры с частично признанными Абхазией и Южной Осетией, контролирующими, помимо всего прочего, значимую часть черноморского побережья и стратегически важный Рокский перевал.

И именно поэтому все эти недавние скандальные истории то со сбором подписей за то, чтобы прибывающие в Грузию российские туристы подписывали заявление о признании территориальной целостности страны, включая Абхазию и Южную Осетию, то с грузинской авиакомпанией Georgian Airways не вызывают у российских властей никакой иной реакции, кроме недоуменного пожатия плечами.

Ну, нравится людям развлекаться подобным образом - пусть. Их право, в конце-то концов.

Ну, стала Грузия привлекательным направлением для российских туристов (только в январе-мае текущего года республику посетила 371 тысяча человек из Российской Федерации, привлеченных достойными экскурсионными предложениями и низкими ценами). И если эти люди туда не поедут, а поедут куда-то еще, - России это, в принципе, параллельно.

А Грузия... Грузия просто в очередной раз накажет себя сама. Справедливо говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии госпожа Тюрина: "Люди едут в Грузию отдыхать, тратить свои деньги, купаться, гулять в горах, пить вино, есть грузинский сыр, шашлыки и прочее. И когда в этой ситуации им говорят: "Если вы не подпишете, то вас не пустят", то они просто не поедут в Грузию, вот и все". Просто потому как только очень "грузиноцентричный" человек способен ради вполне себе второстепенного туристического направления подписать какие-то политические бумаги, так или иначе направленные против политики своей собственной страны. В которой ему еще и жить.

С Georgian Airways – приблизительно такая же история.

Как пояснили в министерстве транспорта Российской Федерации, грузинские авиавласти, начиная с мая месяца текущего года, не разрешают российской авиакомпании "Уральские авиалинии" выполнять четыре рейса в Тбилиси из аэропорта в подмосковном Жуковском. И было бы как-то наивно полагать, что российский Минтранс не введет зеркальные меры.

Тут необходимо определенное пояснение.

Регулярное авиасообщение между Грузией и РФ было прервано в августе 2008 года по решению именно Российской Федерации. Однако, учитывая просьбы грузинской стороны, уже где-то через год грузинская авиакомпания Georgian Airways с согласия РФ запустила чартерные рейсы Тбилиси - Москва, а с октября 2014 года так и вообще перешла на регулярные рейсы. В результате чего в апреле 2015 года между авиационными властями Грузии и России была достигнута договоренность о частоте полетов между двумя странами. Согласно данной вполне конкретной договоренности, частота полетов между Тбилиси и Москвой определена так: в зимний навигационный сезон - по 18 рейсов в неделю с каждой стороны, а в летний навигационный сезон - по 21 рейсу. И генеральный директор Georgian Airways Гиви Давиташвили может теперь сколько угодно рассказывать журналистам, что "вопрос с полетами из подмосковного Жуковского - это тема переговоров авиационных властей Грузии и России, и Georgian Airways здесь ни при чем". Это уже никому не интересно. Россия достаточно сильна для того, чтобы отстаивать свои экономические интересы, в том числе и интересы своих авиакомпаний. Как советовал незабвенный Остап Бендер плачущему Паниковскому: "Если вас девушки не любят, обратитесь во Всемирную лигу сексуальных реформ".

Собственно говоря, это вполне закономерная жизненная судьба экономики любого государства-лимитрофа. Пока ты кому-то нужен, тебе могут много что обещать. Но как только по каким-либо причинам данная необходимость оказывается исчерпанной – твои проблемы тебе будет предложено решать исключительно самому.

Особенно если ты не штат на юго-востоке США, граничащий со штатами Тенесси, Северной и Южной Каролиной на севере и северо-востоке, а на юге и западе - с Флоридой и Алабамой. А небольшое провинциальное кавказское государство, на стыке Европы и Передней Азии. И твоими соседями являются Россия, Турция, Армения и Азербайджан. И, кстати, общественные настроения у этих стран тоже достаточно консервативные и традиционные, так что даже и с "лигой сексуальных реформ" могут, к сожалению, не понять.