В начале апреля в Британии было подожжено несколько вышек мобильной связи 5G. Протесты против сетей пятого поколения продолжаются по миру уже долгое время. Противники вышек уверены, что они несут мрак, тлен, запустение, рак и прочие нехорошие вещи. А на волне эпидемии коронавируса распространились слухи о том, что именно эти вышки стали причиной массовой заболеваемости Covid-19. Часть общества во всех странах всегда реагирует на прогресс и новые технологии настороженно. В разные годы с протестами и предубеждениями пришлось иметь дело и таким неотъемлемым спутникам современного человека, как компьютеры, мобильные телефоны и автомобили. Евгений Антонюк вспоминает самые яркие случаи технофобии за последние полвека.
Автомобили — убийцы детей
Во многих странах мира автомобиль давно уже превратился из роскоши в простое средство передвижения. Начавшаяся после Второй мировой войны автомобилизация сделала этот вид транспорта самым популярным в мире. Люди быстро полюбили машины за комфорт и мобильность. Однако резкий рост автомобилизации пришелся не всем по душе. В большинстве стран протесты против автомобилей, какими бы благими побуждениями они ни были вызваны, не получили поддержки общества. За исключением одного государства, в котором противники машин смогли одержать победу.
В начале 1970-х годов в Голландии появилось общественное движение, выступавшее против автомобилей. Как и все развитые страны, в 50-60-е годы Нидерланды пережили настоящий автобум. Резко выросшие доходы населения и падение цен на автомобили сделали машину доступной почти каждому. К началу 70-х в стране накопилось немало не довольных новой модой. Одним не нравилось то, что узкие улочки голландских городов заставлены автомобилями, и они с ностальгией вспоминали о пустынных улочках своего детства. Родители были недовольны тем, что их детям не поиграть на улицах так, как играли они сами. Третьих раздражали пробки на дорогах, четвертые беспокоились о свежем воздухе, пятые еще помнили старую добрую довоенную Голландию, в которой главным средством передвижения был экологически чистый и почти безопасный велосипед.
Движение взяло себе громкое название "Stop de Kindermoord" ("Остановите убийства детей"). Активисты требовали начать борьбу с машинами, которые убивают детей. В то время в среднем на голландских дорогах в ДТП погибал один ребенок в день, т.е. почти 400 детей в год. Участники движения перекрывали автотрассы, захватывали парковки и устраивали на них импровизированные детские площадки, перекрывали улицы в городах, расставляя на них обеденные столы. К протестам они привлекали своих детей, которые помогали держать плакаты и транспаранты.
Правительству было бы легко отмахнуться от каких-нибудь чудиков-троцкистов или экоактивистов, но не от людей, которые беспокоятся о детских жизнях. Постепенно поддержку движению начали оказывать сначала муниципальные депутаты, а затем политики рангом повыше. СМИ также максимально благожелательно освещали их акции.
В 1973 году после войны Судного дня арабские страны объявили нефтяное эмбарго, в результате чего топливо в европейских странах подорожало в несколько раз. В этот момент голландское правительство окончательно признало претензии активистов и поддержало их на своем уровне. Организация стала субсидироваться правительством, а ее лидеры были привлечены к разработке новой программы по изгнанию автомобилистов с улиц. Председатель организации Мартье ван Путтен стала видным голландским политиком и на протяжении десяти лет представляла Нидерланды в Европарламенте.
Машины не были запрещены, но их использование теперь было сопряжено с максимальными неудобствами: от резко повысившейся стоимости парковки и налогов и заканчивая новыми правилами дорожного движения, согласно которым неоспоримым королем голландских дорог стал велосипед, а не автомобиль. Кроме того, с начала 80-х годов было сокращено строительство новых автострад.
Итогом этих изменений стало превращение Нидерландов в мировую велосипедную столицу. Уровень автомобилизации в стране и по сей день остается одним из самых низких среди всех развитых и богатых стран. Для трети голландцев главным видом транспорта является велосипед (один из самых высоких уровней в мире). В последующие десятилетия примеру голландцев последовали некоторые другие европейские страны.
Впрочем, не везде борьба с автомобилизацией проходила мирно. В начале 90-х годов в Британии зародилось ультрарадикальное движение экоактивистов "Фронт освобождения Земли" (ELF). "Эльфы" придерживались радикального анархо-примитивизма и выступали за возвращение человечества в золотой век первобытности, когда он жил в гармонии с природой. Они поджигали или минировали автомобили, экскаваторы, грузовики и прочую технику. В США они запомнились серией поджогов машин, а в Британии активисты разбрасывали гвозди на автомагистралях, чтобы портить колеса проезжавшим машинам.
Организация была активна до конца нулевых годов. После того как в США они были объявлены террористической организацией, их активность пошла на спад, и за последнее десятилетие они не проводили заметных акций.
Мобильные вышки
Не будет преувеличением сказать, что мобильная связь необратимо изменила мир. Но она же породила и огромное число страхов. Битва с мобильными вышками достойна того, чтобы войти в учебники истории, — настолько широкое и интернациональное распространение она получила.
С момента появления первых мобильных телефонов возникла популярная городская легенда, что использование новых трубок приводит к раку. Известно немало случаев, когда больные раком люди, пользовавшиеся первыми телефонами, подавали к компаниям-производителям многомиллионные иски, пытаясь отсудить у них компенсации за ущерб здоровью.
По мере привыкания людей к мобильным телефонам эти страхи улеглись, и сейчас брать в руки трубку уже никто не боится. Но на место прежних страхов пришли новые, на этот раз связанные с вышками мобильной связи.
Сейчас уже невозможно установить, кто именно был автором теории о пагубности влияния излучения от этих вышек на человеческий организм, но эта легенда пустила основательные корни во всех странах и слоях общества. Среди наиболее популярных слухов: онкологические заболевания, провоцируемые излучением, плохое самочувствие, которое некоторые люди связывают с вышками, губительное влияние на урожай (эта версия популярна в сельской местности) и т.д.
Страх перед вышками интернациональный и охватывает как западные страны, так и Россию. Здесь ежегодно проходят сотни локальных выступлений против строительства вышек на какой-то конкретной городской улице или даже в населенном пункте. В большинстве случаев все заканчивается письмами протеста, но в некоторых случаях жители переходят к партизанской борьбе. Так, в 2019 году было зафиксировано несколько случаев нападений на вышки в России. Насмотревшиеся разоблачительных роликов про смертельное излучение люди поджигали вышки и подпиливали опоры.
Что касается Европы, то там основная борьба развернулась по линии противостояния мобильной связи пятого поколения — 5G. С начала 2019 года в Швейцарии, Польше, Нидерландах, Британии проходили протесты против внедрения 5G. А после начала эпидемии, вызванной коронавирусом, возникла новая теория заговора, согласно которой именно внедрение мобильной связи пятого поколения привело к тем самым проблемам со здоровьем, которые теперь пытаются якобы замаскировать под новый вирус. Эти слухи получили такое распространение, что несколько дней назад в Британии попытались поджечь несколько уже установленных вышек.
Сколько бы специалисты ни уверяли, что ни одно исследование так и не продемонстрировало опасности мобильных вышек для здоровья человека, сторонники теории заговора не верят им.
Компьютеры-людоеды
В середине ХХ века были созданы первые компьютеры. Появление этих вычислительных машин подвигло фантастов предрекать человечеству мрачное будущее и жестокое порабощение техникой. Но по мере распространения компьютеров они стали вызывать беспокойство не только у писателей.
В начале 80-х во Франции появилась группировка CLODO — "Комитет по ликвидации и диверсии против компьютеров". Движение поставило своей целью борьбу с цифровым порабощением человечества путем уничтожения компьютеров, которые они считали главными инструментами контроля и репрессий в отношении человечества. По своим взглядам группа была близка к анархо-примитивистам.
На протяжении нескольких лет участники группы брали на себя ответственность за нападения и поджоги офисов компьютерных фирм во Франции. В нескольких случаях борцы с грядущим компьютерным рабством даже пытались заминировать эти объекты. Каждую свою акцию они сопровождали пресс-релизом, в котором указывали, что являются борцами за будущее человечества. В 1983 году диверсии городских партизан неожиданно прекратились. Несмотря на проведенные расследования, правоохранителям так и не удалось установить участников этой группы.
Долгое время предубеждение против компьютеров сохранялось в Индии, где оно стало частью государственной политики. Эта страна традиционно имела большие проблемы с безработицей, и местные политики пытались противостоять проникновению компьютеров в страну. В своих выступлениях они называли компьютеры людоедами, которые погубят людей. Как и луддиты XIX века, они опасались, что вычислительные машины отнимут рабочие места у индийцев. Импорт компьютерной техники в Индию был обложен колоссальными пошлинами, призванными сделать его максимально невыгодным. А корпорации IBM, которая с начала 60-х годов пыталась развернуть деятельность в Индии, настолько затруднили работу, что в конце 70-х она вынуждена была покинуть недружелюбную страну.
Для тех, кого пошлины не останавливали, был введен еще целый ряд запретов, сделавших импорт компьютерной техники почти невозможным. Компьютеры могли приобретать только компании, занимавшиеся исключительно разработкой программного обеспечения на экспорт, и только под конкретные заказы иностранных клиентов. Даже на ввоз, к примеру, жесткого диска для компьютера требовалось согласовать множество документов и получить массу справок и лицензий.
Лишь в середине 80-х годов с приходом к власти нового, более молодого поколения политиков ограничения против компьютеров начали постепенно снимать, хотя вплоть до конца 80-х годов в широких массах сохранялось предубеждение против вычислительных машин. Однако за последние три десятилетия эти страхи были настолько успешно преодолены, что Индия стала одним из мировых лидеров в сфере IT-аутсорса.