Мнение

Угрозы в космосе и на земле: кто опять собрался брать Бастилию

Угрозы в космосе и на земле: кто опять собрался брать Бастилию

Накануне Дня взятия Бастилии президент Франции Эммануэль Макрон объявил о создании командования космическими войсками, которое появится к сентябрю. Французские эксперты объясняли телезрителям необходимость создания такого подразделения угрозой России и Китая. Однако в обществе обсуждают угрозы совсем иного плана. Елена Кондратьева-Сальгеро — о том, кто кому угрожает на самом деле. 

Лето 2019 года во Франции если и не войдет в историю как особенно яркое, то уж непременно будет засчитано особенно жарким: температурный рекорд побит в Марселе (+45,7 градуса Цельсия). 150 гектаров леса уже погибло в департаменте Ардеш от лесных пожаров. И это еще Корсика не подключилась (там каждый год активно что-то выгорает).

А вот с общественно-политическими событиями пока не густо, скорее однообразно. В том же Марселе празднующие футбольную победу алжирской команды "молодые люди", они же "дети", они же "патриоты своей страны" (только почему-то во Франции), катаясь по городу и радостно бибикая, сбили целую семью — мать и годовалого ребенка. Насмерть.

Но это, как выяснилось в последовавших бурных теледебатах, совсем не так страшно, как кричат: все так делают, когда радуются за своих спортсменов. Все! Именно так и делают.

Выходцы из Алжира устроили беспорядки в центре Парижа после победы сборной над командой Кот-д'Ивуара

В тот же день, после все той же футбольной победы, в другом французском городе Париже все те же патриоты той же страны на радостях разгромили на Елисейских полях магазины и рестораны, уцелевшие или только что отстроенные заново после недавнего "крестового" похода "желтых жилетов" и прочих подтянувшихся. Пресса в одночасье оптом переключилась на защиту алжирских болельщиков от расистских обвинений и ксенофобских разжиганий всех несознательных, посмевших гневно вопросить "доколе?!"

Градус полыхнувшей полемики побил марсельский температурный рекорд и ардешские пожарища, настолько огнедышащими оказались эти дебаты. Чувствовалось, что у обвинителей сильно наболело, а у оправдателей весьма поистрепались аргументы из серии "другие тоже". Все моментально забыли, что буквально за неделю до победы алжирской команды, патриоты которой так прискорбно пополнили череду беспощадных разрушений нашей зажравшейся цивилизации, вся французская пресса взахлеб обсуждала проблемы насилия против женщин.

Победа алжирского футбола одним цунамическим махом снесла антиженское насилие с экранов и радиоволн, обнажив более насущное беспокойство французской действительности: как одновременно обеспечить торжества и относительное спокойствие населения в национальный праздник — День взятия Бастилии 14 июля.

Репортаж о беспорядках алжирцев во Франции

Той самой Бастилии, кстати, в стенах которой в день ее захвата и гневного разрушения оказалось всего семеро заключенных (семеро, Карл!): четыре фальшивомонетчика, два вора и один убийца. Но об этом почему-то мало знают и не любят вспоминать. Зато растет гнетущее беспокойство перед каждым сколько-нибудь национальным мероприятием: если простую футбольную победу так "отпраздновали", что до сих пор не остыли, не засудили и не разгребли, то каких высот может достичь народная радость в ночь с 14 на 15 июля, во время традиционного и нетрадиционного веселья.

В целях предотвращения новых хулиганств и разбоя президент Макрон лично пообещал, что пощады не будет никому, кто снова покусится брать Бастилию по каждому мало-мальски подходящему поводу. Президент, слегка оправившийся от недавних тревог с "жилетами" и разногласий с евросоюзниками, отдохнувший и загоревший, выступил 13 июля еще с одним важным заявлением. Он пообещал сразу после летних каникул в сентябре всерьез заняться обороной страны, теперь уже прямо из космоса. 

Это называется "новая доктрина военно-воздушных сил". О ней когда-то мечтал еще президент Рейган, пояснили спешно созванные в студии журналисты и специалисты. Единственное еще не милитаризированное пространство — космос — хорошо бы застолбить, освоить и пустить в дело, говорил президент Рейган. Не корысти ради, ясен пень, а токмо для острастки и защиты от врагов. Называется "космическое наблюдение" и все дела.

Президент Макрон торжественно пообещал, что все желающие снова взять Бастилию с земли или воздуха скоро получат должный отпор. Кто с земли — получит прямо сейчас, кто из космоса — начиная с сентября. Пресса, конечно, особенно вдохновилась космосом и целый день нагоняла пену волнами вопросов: кто из космоса будет брать Бастилию, как и зачем? Специалистов созвали в студии и созвонились со свидетелями в прямом эфире. Оказалось, в космосе на нашей маленькой орбите летает уже почти столько же необходимых гражданам объектов, сколько автомобилей отъезжает в отпуск по субботам на французских автодорогах.

Макрон на параде в честь Дня взятия Бастилии, фото AFP

И объекты эти (которые на орбите) необходимо защищать. От кого конкретно защищать, тоже пояснили: во-первых, русские и китайцы, во-вторых, индусы, в-третьих, вообще мало ли что. Вон и Рейган считал, что надо защищаться, а он дурного не посоветует, сказал специалист.

Недавно, сказал специалист (и не абы где сказал, а в выпуске вечерних новостей), один непонятный объект подлетел прямо к французскому спутнику и долго-долго смотрел ему в глаза… Ну, то есть, летел рядом и что-то там разглядывал. Наблюдал, одним словом. Потом отлепился и улетел. Очень все это волнительно, пояснил специалист. И что, спросил телеведущий, это было? Не знаем, сказал специалист, но думаем, наверняка русские, кто ж еще. Одним словом, надо защищаться. Желательно прямо из космоса.

Вот такие большие специалисты выступили в эфире французского телевидения накануне национального праздника. Чтобы не подпортить торжества, были приняты чрезвычайные меры по поддержанию порядка. Никто не напомнил отдыхающей публике о количестве заключенных того кровавого режима, который так славно разгромили первые французские революционеры. И уж конечно никто не сподобился заикнуться о количестве заключенных в современных бастилиях, где ни посчитай…

Торжественная церемония в Париже прошла без сучка и задоринки, а все сучки и задоринки на местах немедленно пресекались утроенными силами правопорядка. Сучков и задоринок, однако, набралось достаточно для наполнения всех выпусков новостей на 15 июля. Общий настрой: ос-то-чер-те-ло, граждане, просто осточертело. Давайте запретим ВСЕ манифестации, по любому поводу, чтобы просто жить и работать в покое, если не в благополучии...

Отдыхающие в самых живописных уголках Франции граждане выразили гораздо большую заинтересованность в вопросе о конкретной защите от хулиганств и преступлений на местах, нежели прониклись некими потенциальными неприятностями из космоса. Что, собственно, вполне объяснимо и закономерно: в космосе еще пока не совсем ясно, кто там за кем наблюдает и патрулирует, кому и зачем понадобится брать Бастилию. А вот с земли многим уже прилетает гораздо нагляднее. Причем все больше и уже чуть не по каждому поводу.

Как это неожиданно блестяще резюмировал один опрошенный гражданин, комментируя вышеупомянутые парижские побоища и марсельскую трагедию:

"Беспокоюсь ли я о новых беспорядках в День взятия Бастилии? Не беспокоюсь. Они уже взяли Бастилию. Давно взяли. И если вы до сих пор этого не заметили, то, как говорится, поздняк метаться, господа"...