IT-сфера развивается огромными темпами. Растет не только количество сайтов и сервисов, но и количество активных пользователей, а с ними - финансовые показатели. Однако цифровизация экономики не нашла отражения в налоговых системах. И это касается всего мира.
Существующее положение позволяет компаниям регистрировать штаб-квартиры в низконалоговых юрисдикциях, тем самым сокращая выплаты. Например, европейские офисы Google, Facebook*, Microsoft зарегистрированы в Ирландии, где ставка налога на прибыль составляет всего 12,5%. Туда же перенес штаб-квартиру российский разработчик компьютерных игр Playriх. На данный момент транснациональные компании перевели в такие низконалоговые юрисдикции практически 40% прибыли, одной только Ирландии досталось более $100 млрд.
Согласно источникам в Еврокомиссии, Google платит менее 1% налогов со своей выручки в странах ЕС. Всего же Google и Amazon недоплатили Евросоюзу налогов на сумму около 5,5 миллиарда евро только в период с 2013 по 2015 годы.
Организация экономического сотрудничества и развития подняла проблему несправедливого распределения налогов в IT-секторе еще в 2015 году, а G20 признала выработку новых норм в данной сфере задачей № 1. Однако к решению специалисты так и не смогли прийти из-за трудностей с определением объема нематериальных активов и прибылей компании в конкретной стране. Кроме того, сказалась проблема возникновения двойного налогообложения.
Тем не менее в прошлом году министерство финансов Франции решило изменить ситуацию и ввести налог на прибыль IT-гигантов, таких как Facebook* и Google, с доходов, полученных компаниями на территории страны. Такая инициатива кардинально меняет существующую сегодня норму, которая предполагает оплату налогов IT-корпорациями только по месту регистрации головного офиса. После долгого обсуждения Париж решил все-таки ввести новый налог на выручку международных технологичных корпораций вне зависимости от наличия или отсутствия международных договоренностей.
Такой же налог решила собирать и Бразилия. Он будет взиматься с доходов от рекламы бразильским пользователям или предоставления цифровой платформы, используемой для продажи товаров или услуг между пользователями, если один из них находится в Бразилии.
Ряд других стран - Великобритания, Австрия, Италия, Чехия, Турция, Канада, Молдавия - уже ввели ввели или готовятся ввести цифровые налоги на доход IT-гигантов. В США также идут подобные обсуждения.
Российский Минфин тоже задумался об изменении подхода к налогообложению так, чтобы цифровые корпорации вроде Google, Facebook* и Apple делились доходами от российской аудитории с российским бюджетом. "Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний приводят в настоящее время к тому, что эффективная ставка обложения прибыли таких компаний оказывается значительно меньше, чем для компаний других отраслей", - указали в министерстве.
20 мая рабочая группа Совета Федерации по совершенствованию законодательства в условиях пандемии направила первому вице-премьеру РФ Андрею Белоусову предложение о введении налога для потребителей цифровой продукции. Сейчас налог на прибыль в России платят только российские "дочки" транснациональных компаний.
"В целом мы полагаем, что сегодня было бы целесообразно приступить к подготовке и разработке цифрового налога. Нам надо подстраховаться на случай неблагоприятного исхода переговоров и защитить свои фискальные интересы в случае, если ОЭСР не придет к единому механизму", - заявил руководитель направления "Налоговая политика" ЦСР Левон Айрапетян.
Он также заметил, что прямые конкуренты российских IT-компаний - "Яндекса", "ВКонтакте", Wildberries и других - находятся на российском рынке в более выгодных условиях, поскольку платят меньше налогов. Айрапетян призвал российских специалистов разрабатывать цифровой налог, поскольку РФ может попасть в ситуацию, когда другие страны уже будут взимать платежи и получать дополнительные доходы. "Они могут начать взимать налог, который причитается нам", - предупредил эксперт.
Тем не менее эксперты Центра стратегических разработок заметили, что "у варианта с односторонним введением в России цифрового налога несколько более выгодная позиция". "Однако концептуально оба варианта равны в балансе связанных преимуществ и недостатков. Итоговое решение должно зависеть от приоритетов государственной экономической политики", - считают они.
Одним из инструментов решения этой проблемы, считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров, может стать международный обмен данными об операциях транснациональных компаний CbCR с разбивкой по странам из присутствия. Сейчас страны обмениваются отчетами только о деятельности групп с общим годовым оборотом более €750 млн, таким образом данные многих цифровых компаний не попадают в отчеты.
"Никто, кроме корпораций, не располагает информацией о разбивке прибылей по странам. Поэтому единственное решение, на мой взгляд, если сами IT-гиганты будут добросовестно раскрывать, сколько заработали на пользователях в той или иной стране", - считает Захаров.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ