8 мая Дональд Трамп объявил о намерении в одностороннем порядке выйти из иранской ядерной сделки. Несмотря на то, что в прессе публиковались различные варианты по сохранению и модернизации ядерного соглашения, ни один из них не был принят. Президент США пошел по самому простому пути – выходу из соглашения, восстановлению всех американских санкций против Ирана, отмененных в 2015-2016 гг., и фактическому возвращению к тому статусу-кво, который существовал до второго срока Барака Обамы. Но сейчас расклад сил на Ближнем Востоке совершенно иной. Именно поэтому скоропалительное решение Трампа может послужить спусковым крючком для еще одной масштабной войны в регионе. Малек Дудаков - о последствиях решения Трампа.
Мирный атом
Американский политический истеблишмент не любит вспоминать о том, что именно он в начале 1970-х гг. финансировал создание ядерной программы Ирана. Иранское правительство под руководством шаха Мохаммеда Пехлеви входило в чисто "участников" американской программы "Мирный атом". Американцы строили первые ядерные реакторы в стране, а иранцы пообещали не использовать полученные технологии в военных целях. В 1970 г. они подписали и ратифицировали Соглашение о нераспространении ядерного оружия.
После произошедшей в 1979 г. исламской революции программа развития "мирного атома" в Иране была фактически свернута. Многие инженеры и физики-ядерщики эмигрировали из страны, опасаясь преследований. Да и пришедший на смену шаху аятолла Хомейни, ставший фактическим правителем Ирана, был критически настроен по отношению к ядерной программе. Он не считал, что ее можно совместить с догмами ислама. Поэтому даже в ходе продолжительной и кровавой ирано-иракской войны в 1980-х гг. Иран не предпринимал попыток заняться разработкой ядерного оружия.
Ситуация начала меняться лишь в начале 1990-х гг., когда иранское руководство все-таки решило воспользоваться экономическими преимуществами, которые дает мирный атом. Прибегнув к помощи специалистов из Китая, Пакистана, а затем и России, иранцы начали строить нескольких крупных ядерных объектов в городах Арак и Натанз. Впервые публично о существовании этих объектов иранские власти объявили лишь в конце 2002 г., за несколько месяцев до начала второй войны в Ираке. А уже после оккупации Ирака американскими войсками аятолла, вероятно, опасаясь дальнейших шагов администрации Джорджа Буша-младшего, издал фетву, которая прямо запрещала мусульманским странам иметь ядерное оружие. Таким образом иранское руководство подчеркнуло, что оно действительно имеет ядерное программу, но та носит исключительно мирный характер.
Под давлением международной общественности в 2003 г. тогдашний президент Ирана Мохаммед Хатами начал переговоры с руководством западных стран о заключении соглашения, которое бы юридически закрепило обещания вести только разработки мирного атома. В 2004 г. в Париже было подписано такое соглашение между Ираном и тремя членами Евросоюза – Францией, Великобританией и Германией. США в то время выступали в качестве наблюдателя, но официально процесс не поддерживали. Согласно тому договору, который можно назвать первым парижским соглашением по ядерной программе Ирана, руководство исламской республики пообещало допускать на свои объекты экспертов МАГАТЭ и отказаться от работ по дальнейшему обогащению урана.
Санкционный путь к договору
Но в 2005 г. к власти в Иране приходит более "ястребиный" президент Махмуд Ахмадинежад, который обещает разорвать все соглашения с европейскими странами и возобновить процедуру обогащения урана. Что успешно и делает: с 2006 г. Иран закрывает допуск сотрудников МАГАТЭ на свои объекты и объявляет о начале новых работ по обогащению урана. Тогда же действия Ирана впервые стали критиковать в Совете безопасности ООН. К тройке европейских стран присоединяются США, Китай и Россия, которые требуют от Ирана возобновить переговорный процесс по ядерной программе. Израиль обвиняет Иран в том, что он пытается как можно скорее получить в свои руки ядерное оружие с единственной целью – уничтожить еврейское государство, которое тот не признает. Несмотря на политическую позицию лидеров консервативной израильской партии "Ликуд", находящейся у власти, агенты Моссада долгое время не могут найти реальных доказательств того, что Иран и правда хочет изготовить ядерное оружие.
В 2007 г. американские спецслужбы заключают, что Иран действительно имел программу по созданию атомной бомбы, но ликвидировал ее еще в далеком в 2003 г. – сразу после публикации соответствующей фетвы. Тем не менее Совет Безопасности все же вводит ряд санкций в отношении иранского бизнеса, финансового и энергетического сектора. Инициатором "наказания" был Госдепартамент под руководством Кондолизы Райс. Еще более жесткие санкции вводит сама администрация Буша-младшего, которая и вовсе запретила всем американским компаниям и банкам вести хоть какие-то дела с иранцами. Исламская республика оказалась в ситуации настоящей экономической изоляции. В итоге эти меры больно ударили по уровню благосостояния большинства иранцев, не входящих в элиту страны.
Такая ситуация сохранялась в течение 6 лет – вплоть до весны 2013 г. В марте того года госсекретарь Джон Керри начинает вести секретные переговоры с иранскими дипломатами в Катаре и Омане. США с 1979 г. не имеют официальных дипломатических связей с Ираном. Однако они уже давно сформировали неформальные связи, которые осуществляются на уровне консульств двух стран в государствах Персидского залива. Переговорам способствовала победа Хасана Роухани на президентских выборах. Через три дня после своей инаугурации Роухани объявил о смене курса его предшественника Ахмадинежада и возвращении к переговорам по ядерной программе Ирана.
Уже в сентябре 2013 г. Обама и Роухани провели первый со времен 1979 г. телефонный разговор, в ходе которого решили вернуться за стол переговоров. В ноябре шести странам, работающим в рамках парижского соглашения, удалось сформировать дорожную карту действий на ближайшие два года, которой они старались придерживаться. Наконец, в апреле 2015 г. страны парижской шестерки смогли заключить предварительный договор о ядерной программе Ирана. После обсуждения всех деталей он был официально подписан представителями шести государств в июле 2015 г. и чуть позже ратифицирован парламентами.
В основе своей второй парижский договор накладывал жесткие ограничения на работу всех иранских ядерных объектов – реактора в Араке, АЭС в Бушере, урановых рудников в Гачине, заводов по обогащению урана в Натанзе и Исфахане и лабораторий в Парчине. В обмен на это Совбез ООН снял санкции с Ирана, так же поступил и Госдепартамент. Впрочем, последний подчеркнул, что оставляет в силе те американские санкции, которые были наложены за нарушение прав человека в Иране, а также за нападения и убийства американских солдат в Ираке, в которых обвиняется иранский спецназ.
Бунт республиканцев
С самого начала переговорного процесса по Ирану республиканцы в США выступали с резкой критикой действий Обамы. Они считали, что он ставит под угрозу национальную безопасность США, планируя договориться с иранским руководством и обещая им снятие санкций. Но проблема была в том, что у них не было альтернативы политике Обамы в отношении Ирана. Некоторые из них предлагали начать военный конфликт с Ираном, который бы обошелся в триллионы долларов и десятки, если не сотни, тысяч людских потерь. Ужесточать дипломатическое давление на Иран также было уже некуда – США ввели наиболее жесткие санкции против республики, усилить их было попросту невозможно. Конечно, республиканцы критиковали Обаму за то, что тот в 2009 г. не стал активно поддерживать протестующих против политики иранского режима в Тегеране и других городах страны. Они считали, что именно тогда были идеальные условия для смены режима в Иране, которыми Обама в силу своей наивности или некомпетентности не воспользовался. Впрочем, отсылка к событиям 2009 г. не давала ответа на вопрос, что делать здесь и сейчас.
Республиканские законодатели в Сенате пообещали избирателям ни в коем случае не ратифицировать соглашение по Ирану. Во многом их отношение было связано с тем, как оно принималось. Госдепартамент вплоть до самого подписания договора не разрешал обнародовать детали. Некоторые сенаторы получили доступ к тексту соглашения, но только за закрытыми дверями. Их заставили дать обещание хранить всю информацию в тайне. Такая секретность наводила на мысли о том, что соглашение далеко не такое выигрышное для США, каким администрация Обамы пытается его показать.
Ядерное оружие через 10 лет
Это и подтвердилось после подписания соглашения 14 июля, когда Белый дом разместил в свободном доступе текст открытой части. Действительно, Обаме удалось убедить Иран остановить производство высокообогащенного урана. Однако никакие ограничения не были наложены на программу производства иранских баллистических ракет. Иран не разрешил допуск экспертов МАГАТЭ на свои военные объекты, к которым относится часть инфраструктуры по обогащению урана. В договоре не было ни слова о внешней политике Ирана, нет призывов к реформам внутри самой страны.
Иран обещал в течение следующих 10 лет, вплоть до 2025 г., не производить уран, который может быть использован при создании ядерного оружия. Фактически администрация Обамы признала право Ирана на производство ядерного оружия, но лишь сдвинула сроки его создания на 10 лет вперед. Неформально Обама и сам это признавал, говоря о том, что он надеется, что за 10 лет экономика Ирана восстановится и страна станет частью международного сообщества. В таком случае вопрос о ядерном оружии Ирана будет восприниматься примерно так же, как вопрос о ядерном оружии Франции или Великобритании – спокойно, без эмоций или опасений. К тому же президентом США тогда будет совсем другой политик, которому и придется заново договариваться с Ираном, имеющим возможность производить ядерные бомбы. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху назвал это соглашение "глиссадой" к вхождению Ирана в клуб стран, имеющих ядерное оружие.
Хитрость Обамы
Очевидно, что Обама, которому к тому времени оставалось лишь чуть более года просидеть в президентском кресле, не хотел чересчур сильно давить на Иран. Он надеялся на то, что ему удастся добиться хоть сколько-нибудь приличного соглашения, которое позволит ему войти в историю как политику, решившему проблему иранской ядерной программы. Однако то, что было сделано Обамой на международной арене, оказалось куда сложнее "продать" внутри самой Америки. На тот момент большинство мест в Сенате – 54 из 100 - контролировалось республиканцами. Они совсем не стремились подписываться под соглашением Обамы, которое неистово критиковали в интервью на общенациональных телеканалах. А договор по иранской ядерной программе без ратификации Сенатом имел бы фактически рекомендательный характер.
Тогда Обама решил пойти на процедурную хитрость. Вместо того чтобы добиться поддержки своего договора большинством сенатором, он пошел обратным путем. Белый дом объявил: если 60 сенаторов выскажутся против соглашения, оно не будет ратифицировано. В ином случае меньшинство, поддерживающее соглашение, заблокирует решение большинства и позволит этому соглашению вступить в силу. В итоге администрации Обамы действительно удалось провернуть этот довольно сложный процедурный маневр. Все 54 республиканца и примкнувшие к ним четверо демократов проголосовали против договора с Ираном. Однако голосами 42 демократов, заблокировавших мнение большинства, он был в итоге принят.
Состоявшееся в августе 2015 г. голосование в Сенате происходило уже на фоне предвыборной кампании кандидатов в президенты. К тому времени все 17 кандидатов от республиканцев, заявивших о своем выдвижении на выборах, оппонировали соглашению и обещали в случае победы от него отказаться. Самыми громкими критиками договора с Ираном стали консервативный сенатор от Техаса Тед Круз и Дональд Трамп, уже тогда лидировавший в опросах. В начале сентября они даже провели совместный митинг против соглашения в Вашингтоне, на котором поклялись сделать все возможное для его денонсации.
Трамп и его команда против Ирана
После победы на праймериз Трамп еще раз закрепил свое обещание отменить соглашение с Ираном в предвыборной программе, опубликованной летом 2016 г. На тот момент немногие аналитики верили в то, что Трамп действительно победит, поэтому от него не сильно требовали деталей. Тема взаимоотношений с исламской республикой стала актуальной уже после победы Трампа на выборах в ноябре 2016 г. Изначально в президентской команде были как сторонники, так и противники соглашения с Ираном. Так, например, против выступали те, кого обычно причисляли к "лагерю националистов" в администрации Трампа – бывший главред издания Breitbart Стив Бэннон и спичрайтер президента Стивен Миллер. Но ключевым сторонником сделки был старший советник по нацбезопасности Герберт Макмастер. Как председатель Национального совета по нацбезопасности, он заполнил его своими сторонниками, некоторые из которых и сами ранее занимались разработкой этого соглашения. Из-за разногласий во взглядах Белый дом так и не стал принимать окончательного решения по сохранению соглашения в первый год президентства Трампа.
Однако в мае 2018 г. президентская администрация должна была по регламенту соглашения продлить его работу. К этому времени многие сторонники сохранения соглашения уже покинули Белый дом – в их рядах оказался и МакМастер. На смену ему пришел Джон Болтон – ярый неоконсерватор, который еще в далеком 2005 г. призывал Буша-младшего объявить войну Ирану и свергнуть режим. Новый госсекретарь США Майк Помпео, до этого год проработавший директором ЦРУ, также не имеет симпатий к Ирану. В отличие от своего предшественника Рекса Тиллерсона он даже и не пытался убедить Трампа рассмотреть возможность сохранения или модернизации соглашения.
Взятка и героиновый скандал
Новостной фон также благоволил оппонентам договора с Ираном. Как известно, уже через полгода после заключения соглашения Иран освободил пятерых американских военнопленных, которые долгое время находились в тюрьме в Тегеране. Вокруг этой истории разразился скандал. Сразу после их освобождения администрация Обамы отправила порядка $1,6 млрд кэшем на военном самолете в Иран. Полет такого своеобразного самолета-"инкассатора" выглядел как типичная взятка, которая была выплачена Ирану в обмен на освобождение американских заложников. Госдепартамент, конечно же, отрицал все обвинения и заявлял о том, что эти события просто случайно совпали по времени. Мол, американское правительство возвращало старые долги Ирану, которые были ранее заморожены из-за санкций, что никак не относилось к освобождению американских солдат.
Еще больший скандал разразился в 2017 г., когда журналисты-расследователи издания Politico опубликовали подробный отчет о решениях администрации Обамы касательно группировки "Хезболла". Как известно, "Хезболла" спонсируется и поддерживается Ираном. В период переговоров по иранской ядерной программе ФБР и ЦРУ установили, что боевики контролируют наркобизнес, зарабатывая миллиарды долларов ежегодно. Американские спецслужбы были готовы всерьез взяться за это дело и постараться задержать всех поставщиков кокаина в США, сотрудничавших с "Хезболлой". Однако Обама, опасавшийся того, что действия спецслужб могут разозлить Иран и заставить его отказаться от соглашения, прямо запретил ФБР и ЦРУ расследовать наркотрафик, связанный с "Хезболлой". Недовольные решением Обамы агенты ЦРУ некоторое время хранили молчание, но в итоге рассказали подробности всей этой истории журналистам.
В свою очередь Иран продолжил довольно демонстративно тестировать новые и новые баллистические ракеты, как бы показывая, что такие действия не были запрещены обамовским соглашением. Израиль, главный оппонент Ирана на Ближнем Востоке, продолжал обвинять того в нарушениях соглашения и требовал от Трампа поскорее его разорвать и вернуть все санкции. Буквально за неделю до решения Трампа Нетаньяху провел пресс-конференцию, на которой показал более 50 000 документов, украденных Моссадом из иранских лабораторий за последние два года. По словам премьера Израиля, они доказывают то, что Иран продолжал за кулисами производить обогащенный уран. Нетаньяху заявил, что достоверность его документов была подтверждена ЦРУ и в скором времени они будут представлены в МАГАТЭ.
В подобных условиях выход США из соглашения по Ирану был лишь делом времени. Хотя все остальные участники парижского договора пытались убедить Трампа не расторгать соглашение, он уже давно настроился его денонсировать.
Многие из ранее отмененных американских санкций будут возвращены в течение 180 дней, начиная с 8 мая 2018 г. Госдепартамент снова запретит всем американским компаниям и банкам сотрудничать с иранским бизнесом. Белый дом уже дал понять, что санкции могут коснуться любых европейских компаний, которые захотят продолжать взаимодействовать с Ираном. На днях администрация Трампа показала, что бывает с теми корпорациями, которые рискуют выполнять заказы иранского правительства. Казначейство США запретило американским компаниям сотрудничать с китайским телекоммуникационным гигантом ZTE, который когда-то поставлял сетевое оборудование в Иран. Теперь ZTE сворачивает продажи своих смартфонов по всему миру, ведь он больше не сможет легально закупать американские процессоры для своих устройств или использовать операционную систему Android.
А что Россия
Другие страны-участники парижского соглашения - Европа, Россия и Китай, да и сам Иран - надеются на то, что им удастся его сохранить и без США. Однако европейские страны и Китай будут опасаться мести Казначейства США и скорее всего дадут наставления своим международным корпорациям свернуть торговые отношения с Ираном. С Россией ситуация обстоит несколько сложнее. Вряд ли выход США из соглашения как-то повлияет на военное взаимодействие российских оборонных компаний и иранской армии. Однако в гражданском сегменте, скажем, российские промышленные корпорации будут совсем не рады оказаться в таком же санкционном списке, как и упомянутый выше ZTE. Некоторые из них и так уже находятся под санкциями США, но они имеют далеко не самый жесткий характер. Американским инвесторам запрещено владеть акциями этих компаний, но они все равно имеют право вести бизнес с иностранными посредниками и хранить свои сбережения в долларах в зарубежных банках. Кроме того, торговой оборот России и Ирана носит довольно скромный характер – всего лишь $155 млн в год. Очевидно, что иранский рынок не является экономически значимым для российских компаний. Поэтому вопрос о продолжении торговли с Ираном будет носить исключительно политический характер. Ведь без России Иран, вероятно, окажется в полнейшей экономической изоляции.
Война, как ни крути
В отношении самого Ирана у администрации Трампа пока что нет конкретной стратегии. Советник Трампа Болтон в прошлом активно поддерживал идею о военном вторжении. Но он и сам понимает, каким политически опасным будет это решение. Теперь, находясь у власти, он несколько поумерил свой пыл и не стремится убедить Трампа объявлять войну Ирану. Вместо этого он поддерживает меры по подрыву иранского режима изнутри при помощи хорошо известных методов "мягкой силы". В недавно опубликованном документе Национального совета по нацбезопасности, посвященном Ирану, говорится об информационной и финансовой поддержке оппозиции внутри страны и любых антивластных выступлений. Советники Трампа по нацбезопасности надеются на то, что возвращение санкций подорвет экономику Ирана, которая сейчас переживает непопулярные реформы, вызовет массовое возмущение населения, что приведет к свержению действующего режима.
Однако теперь любые действия администрации Трампа сдерживаются двумя не зависящими от него факторами. Во-первых, Белый дом находится в процессе переговоров по ядерному разоружению с другой страной - КНДР. Президентская администрация не может себе позволить просто так добиться изменения режима в Иране, ведь таким образом она самым наглядным образом покажет Ким Чен Ыну, что бывает с теми, кто отказывается от возможности иметь ядерное оружие. Кроме того, в ситуации фактического разгрома "Исламского государства"* (запрещенной в России террористической организации), а также "умеренной" сирийской оппозиции Иран вернул себе статус важнейшей региональной державы, влияющей на положение дел на всем Ближнем Востоке. Попытки США окончательно загнать в угол руководство Ирана и попытаться свергнуть их власть могут просто-напросто вынудить исламскую республику пойти ва-банк: развязать масштабный конфликт с Израилем, Саудовской Аравией или даже обоими. Последствия такого конфликта очень сложно предсказать, но очевидно одно – они будут разрушительными для всех стран региона.
- * ИГИЛ, ИГ, Исламское государство - террористическая организация, запрещенная в РФ