Телеграм-канал "Рыбхоз", посвящённый отечественной рыбной промышленности, рассказал, как развивался российский рыбопромысловый флот. Эта тема довольно щепетильная, предупреждают авторы ленты, – долгое время рыбопромышленники закрывали глаза на развитие флота.
Такое положение дел обусловило богатое наследие СССР, который к моменту своего распада располагал самым крупным рыбопромысловым флотом в мире (7 тысяч судов). Пускай львиная доля траулеров с сейнерами в 1990-е годы была продана за границу, к началу XXI века у России на балансе оставалось несколько тысяч единиц рыбопромыслового флота. Но за следующие 20 лет их количество снижается примерно на 25%. К 2019 году рыболовная отрасль насчитывала около 2000 различных судов, включая 1600 рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих.
Несколько тысяч – цифра всё равно достаточно солидная, если речь про современные суда. Но средний возраст судов в Дальневосточном и Северном рыбохозяйственных бассейнах на 2019-й составлял 30 лет, в Западном – 36 лет, в Азово-Черноморском – 34 года. 90% судов рыбопромыслового флота превысили свои нормативные сроки службы, а из-за высокого физического и морального износа, страдали эффективность рыбодобычи, безопасность и экологичность.
В 2016 году правительство приняло решение о запуске программы инвестиционных квот, согласно которой 20% общего объёма квот на добычу рыбы распределяются между теми компаниями, которые обязуются в течение 5 лет начать добычу новыми судами, построенными на российских верфях, либо же построить на территории РФ рыбоперерабатывающий завод.
Момент про конкретно российские верфи был важен задолго до полномасштабных санкций, поскольку рыболовные суда на протяжении всего XXI века было дешевле строить за рубежом, даже со всеми таможенными пошлинами. Поэтому до недавнего времени в стране, например, не было построено ни одного крупнотоннажного рыбопромыслового судна. Отечественные верфи, 80% которых входят в Объединённую судостроительную корпорацию, застыли в своем развитии, на них функционировали немецкие станки 1930-х годов. Но президент в октябре прошлого года принял стратегическое решение о передаче 100% акций корпорации в доверительное управление ВТБ, что должно исправить ситуацию с менеджментом на верфях, обеспечив выполнение ими заказов. А заказов много.
В рамках первого этапа инвестквот, стартовавшего в 2017 году, были заказаны сразу 64 рыболовных и 41 краболовное судно, вдобавок компании обязались построить 24 перерабатывающих завода. Верфи постепенно сдают суда, пускай и не без проволочек ввиду объективных причин, так что скоро российский рыбопромышленный флот получит глоток свежего воздуха. В 2023 году стартовал второй этап программы инвестквот, который, по оценкам Росрыболовства, должен загрузить заводы заказами на ещё 30 рыболовных и 35 краболовных судов. Так что ближайшие шесть лет Россию ждет самое масштабное обновление рыбопромыслового флота.