Мнение

Фильм "Джентльмены": как Гай Ричи воскресил жанр криминальной комедии

Фильм "Джентльмены": как Гай Ричи воскресил жанр криминальной комедии
Иван Афанасьев

В российский прокат 13 февраля выходит криминальный боевик "Джентльмены" — новая работа Гая Ричи. Тут он выступил не только режиссером, но и поучаствовал в работе над сценарием. Идея появилась у Ричи еще 10 лет назад. "Джентльмены" задумывались телесериалом, но в конечном итоге стали полнометражным фильмом. Ричи пообещал в картине вернуться к истокам — очень популярным комедиям вроде "Карты, деньги, два ствола" и "Большой куш". Что из этого вышло, в отзыве Ивана Афанасьева. 

В литературе есть повествовательный прием, называется "ненадежный рассказчик": это когда авторский текст намеренно запутывает читателя, сперва подбрасывая ему одну информацию, а затем полностью или частично ее опровергая. Оправданий может быть сколько угодно: скажем, у повествователя старческий склероз, он по ходу дела "вспоминает", как все было, или у него шизофрения, тогда часть событий в книге — лишь плод воображения героя. Так вот, Гай Ричи — тот еще "ненадежный рассказчик". Только мы поверили, что некогда главный хулиган британского кино с головой окунулся в чисто коммерческий синематограф, как вдруг он по-английски делает хитроумный финт ушами и выдает старорежимную криминальную комедию, на которую никто уже и не надеялся.

Лондонский наркобарон американского происхождения Микки (Мэттью Макконахи) желает выйти из бизнеса вместе со своей женой (Мишель Докери). Он предлагает выгодную сделку оклахомскому бизнесмену еврейского происхождения Мэттью (Джереми Стронг), но не все так просто: на марихуановую империю претендуют и другие элементы в уравнении. Наркобрекзит идет не по плану: то какие-то полудурки совершают нападение на нарколабораторию, то китайская мафия придет с невыгодным предложением, от которого мало у кого хватит смелости отказаться. Да еще и странный человек, назвавшийся сценаристом (Хью Грант), подсел на уши помощнику Микки (Чарли Ханнэм) и втюхивает ему стопку бумаг, в которой все грязные делишки героев как на ладони…

Парадоксально, но достойных фильмов, подобных двум классическим картинам Гая Ричи — "Карты, деньги, два ствола" и "Большой куш" — как не было, так и нет. Когда-то экс-супруга Мадонны называли бледной копией Тарантино, подражающей "Криминальному чтиву" с его нелинейной структурой. Вот только фильмы Квентина копировать худо-бедно удается ("Суши гел", "Слишком поздно", "Семь психопатов"), а простую с виду структуру ричевских фильмов воспроизводить так и не научились на уровне мастера. Была попытка в виде ироничного триллера "Слоеный торт" от Мэттью Вона, друга Ричи; была литовская (!) дилогия "Зеро", которая практически копировала старшего собрата. Так что все ждали реванша мастера криминальной комедии. Что ж, "Джентльмены" если не возвращение к истокам, то уж точно попадание в течение, которое к ним ведет.

Классическая формула: группа людей разной степени крутости, но все-таки идиотов, независимо друг от друга ввязывается в бандитский переплет, до поры до времени их линии не пересекаются, но потом обязательно сходятся в точке максимально смешного, нелепого и крутого идиотизма. Новый фильм Ричи воспроизводит эту формулу на новый лад: теперь это не отбросы криминального мира, а настоящая английская аристократия. Стрельбы теперь меньше, разговоров больше, и все они такие, будто Илон Маск беседует с Джеффом Безосом. 

"Джентльмены", безусловно, очень зрелое кино: условный "Большой куш-2" в современном кинематографе казался бы, мягко говоря, архаичным зрелищем. Режиссер не превращает сюжет в клоунаду, он смакует каждый его поворот, позволяя себе никуда не торопиться, как лорд, осматривающий свои владения верхом на добротном коне, бегущем трусцой.

Но Гай Ричи не был бы Гаем Ричи, если бы не украшал каждый диалог своим фирменным грубоватым юмором, чтобы речи героев можно было разодрать на цитаты. Смотреть фильм рекомендуется в оригинале: дубляж, конечно, пытается передать всю соль речи главных героев ("это еще не сказочка, это только смазочка!"), но с ним вы не прочувствуете львиную долю местных шуток. Как минимум, не будете так смеяться с каждого упоминания имени китайского бандита по имени Нах (в оригинале Phuck). Или не оцените сногсшибательный ирландский акцент героя Колина Фаррелла, который запросто может отобрать пальму первенства в пантеоне до одури обаятельных идиотов у цыгана из "Большого куша" в исполнении Брэда Питта.

Хью Грант в фильме очень напоминает Аль Пачино

Вообще персонажи, как и положено, едва ли не лучшее, что есть в фильме. В них, конечно, иногда проглядываются образы старых знакомых героев из "Большого куша", но это скорее любовное поглаживание самого себя по брюшку за былые заслуги, чем самокопирование. Гибридом элегантного костолома Тони-Пули-в-Зубах и пронырливого бандита Фрэнки-Четыре-Пальца стал Чарли Ханнэм, изъясняющийся как Шекспир, но порой срывающийся в типично лондонского кокни. 

Герой Колина Фаррелла по имени Тренер (он, кстати, тренер) не только воплощает качества Микки, боксера-цыгана из "Большого куша", но и криминального воротилы Кирпича оттуда же. Но есть и множество других ярких персонажей: особенно удался сценарист-детектив в исполнении Хью Гранта, похожий на Аль Пачино в свои лучшие годы и отчаянно иронизирующий над собственным образом.

Ну и, конечно, трудно не оценить, как Гай Ричи восхищается находчивостью героев: наркобарон Микки в исполнении Мэтью Макконахи, честно говоря, не столь обаятелен, как другие герои, зато следить за тем, как он раз за разом выкручивается из самых неожиданных стечений обстоятельств — одно удовольствие. Режиссер как бы говорит: настоящий мужчина всегда держит все под контролем. И в этом нет никакого показного мачизма; в конце концов, у Микки есть обаятельная жена Розалин, которая может дать прикурить своему муженьку. И в целом это довольно любопытная смена ракурса: мелкие лондонские гопники уступили место благородным криминальным авторитетам, которые сперва вежливо попросят собеседника замолчать и только потом уже сунут ему в рот пистолет с глушителем. Да и деньги на кону гораздо серьезнее, нежели пара десятков "тонн". Так что можно смело сказать, что "Джентльмены" — почти интеллектуальное зрелище для взыскательных господ, которые, в случае чего, за словом далеко в карман не полезут.

Подписывайтесь на нас в Instagram:
https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Поделиться / Share