Статьи

Оскар-2020: про кого нужно снимать, чтобы получить статуэтку

Оскар-2020: про кого нужно снимать, чтобы получить статуэтку
Иван Афанасьев

В ночь на 10 февраля определятся лауреаты "Оскара" — самой престижной кинопремии. В этом году конкуренция за звание лучшего фильма очень серьезная: номинированные картины заслужили высокие оценки критиков и фанатов, а некоторые уже были отмечены на "Золотом глобусе" и других премиях. Но, как известно, "Оскар" часто вручается темам, а не картинам. Классический пример — история с фильмом "12 лет рабства". Премию за это не раз критиковали, но тренд очевиден: кинокритики стараются отмечать картины, которые посвящены актуальным и важным для Америки сюжетам. Иван Афанасьев рассказывает, какие социальные темы в моде, и делится своим прогнозом. 

"Оскар" — одна из наиболее старых и почетных кинопремий, которая была создана в 1929 году с появлением так называемой "системы звезд" Голливуда. Тогда американская киноиндустрия, почувствовавшая небывалый приток сил и денег, решила возвести актерскую профессию в абсолют. "Оскар" был способом подстегнуть интерес зрителя. Актеры (Кларк Гейбл, Джеймс Стюарт, Гэри Купер, Мэрилин Монро) превращались в идолов, которых обсуждали страстные поклонники теней на белой простыне: кто же в этот раз взойдет на вершину голливудского Олимпа? Таким образом соревновательность "Оскара" была предопределена самой системой, в которой были выстроены принципы награждения лауреатов.

"Оскар" в первую очередь зрелище, которого требуют массы. Популярность зрелищ определяют запросы масс. Из этой простой формулы вытекает сумма: "Оскар" всегда ориентируется на то, что популярно в этот момент. В этом большая разница между премиями и кинофестивалями: на первых решение о том, что и кому дать, принимают более шести тысяч членов Американской киноакадемии, на вторых награды определяет жюри в составе (в среднем) от 5 до 15 человек. 

Но и это не главное: на киносмотрах состав жюри ежегодно меняется. Скажем, если в этом году в судьи Каннского кинофестиваля выберут Андрея Звягинцева (режиссер фильма "Левиафан"), то теоретически главную награду может получить кино про алкоголика, которого репрессирует государство, чтобы в конце расстрелять без суда и следствия. Это, конечно, шутка, но суть в том, что в идеале сменяющееся жюри на кинофестивалях "освежает" принцип выбора фильмов. Состав жюри "Оскара" же не меняется из года в год, а лишь пополняется: допустим, если в него из года в год входит Харви Вайнштейн (или десять Харви Вайнштейнов), то вероятность, что фильмы о сексуальных домогательствах пролетят мимо заветной статуэтки, слегка увеличивается. Мы, обыватели, не знаем, сколько конкретно Вайнштейнов состоит в киноакадемии, зато знаем, что после #metoo всех их, скорее всего, погонят из ее состава. Потому что народу виднее, а народ несет деньги в кинотеатры. Значит, надо угождать народу. В первую очередь — американскому.

Выходит, есть выгодные для "Оскара" темы, и, скорее всего, он их осветит, чтобы поддержать толпу поклонников. В фигуре золотой статуэтки отчетливо просматривается тотем вроде индейского. Чему именно предлагается поклоняться американскому зрителю, а вслед за ним и зрителям со всего света?

Защита прав ЛГБТ

Совершенно не означает, что фильм обязательно должен содержать в себе персонажей с иной сексуальной ориентацией, но со времен "Горбатой горы", которая едва не отхватила статуэтку за лучший фильм у драмы Пола Хаггиса "Столкновение", в списках номинантов обязательно есть фильмы на эту тему. В нынешнем составе такой фильм всего один, зато какой: "Боль и слава" Педро Альмодовара номинируется на лучшую картину на иностранном языке и на лучшую мужскую роль Антонио Бандераса, сыгравшего режиссера-гомосексуала с тонкой душевной организацией. В прошлые годы эта тема также обязательно присутствовала: "Зеленая книга", "Богемская рапсодия" и "Фаворитка" в 2019-м, "Форма воды" и "Зови меня своим именем" в 2018-м, "Лунный свет" — в 2017-м.

Антонио Бандерас, кадр из фильма "Боль и слава"

Судьба цветного населения

Америка, некогда один из законодателей рабовладельческой моды, до сих пор оправляется от своего прошлого. Особенно активно эта тема стала проявляться в прошлом десятилетии: определяющим стал фильм "12 лет рабства" про афроамериканца, случайно попавшего в рабство. Фильм плетью бил закостенелых консерваторов, вещающих о величии США и свободе слова. До этого была еще одна картина — "Джанго Освобожденный" Квентина Тарантино, которая еще сильнее издевалась над рабовладельческим прошлым Америки. А там, что называется, понеслось: "Сельма" и "Планета обезьян: Революция" (да, обезьяны там не просто так) в 2015-м, "Голос улиц" в 2016-м, "Ограды", "Скрытые фигуры" и "Лунный свет" в 2017-м. А уж когда в 2019 году номинировали "Черную пантеру" (на секундочку, первый кинокомикс с номинацией "Оскар"), тут всем стало понятно, что все это шито белыми нитками. В этом году академия номинировала Синтию Эриво за роль темнокожей аболиционистки в фильме "Гарриет" — картине стандартной настолько, насколько это вообще возможно в жанре "байопик о борьбе за права афроамериканцев".

Судьба жителей и стран третьего мира

Под условным "Третьим Миром" необязательно понимать исключительно страны Африки и Ближнего Востока. Психология среднестатистического американца такова, что для него все, что за пределами США, — как для москвича замкадье. Простейший пример — "Паразиты" о семье азиатов-люмпенов: впервые фильм из крайне далекой и экзотической для них Южной Кореи номинируется аж в шести категориях, одна из которых — "Лучший фильм". Чаще всего, правда, эта тема появляется в номинации "Лучший фильм на иностранном языке". В этом году там "Отверженные" — фильм о судьбах французских эмигрантов — и "Страна меда" о бедной Северной Македонии (вы часто слышите об этой стране?). В 2019 году были все та же "Черная пантера" и "Рома", в 2018-м — сразу два фильма, связанных с Мексикой: "Логан" и анимация "Тайна Коко", в 2017-м — "Лунный свет" и "Лев".

Холокост и евреи

А уж эту тему академики любят педалировать с незапамятных времен. Она созвучна предыдущей: в конце концов, судьба еврейского населения всегда стояла особняком как, в некотором смысле, постоянных отщепенцев, которых обязательно стоит поддержать вручением золотой статуэтки. Самый хрестоматийный пример: в 2015-м приз за лучший фильм на иностранном языке получила хорошая, но достаточно выхолощенная картина "Ида", а через год — минималистичная экспериментальная драма "Сын Саула". Обе так или иначе были связаны с темой холокоста. В 2018 году Ричард Дженкинс номинировался за роль еврея-гомосексуала Джайлса в "Форме воды". В 1971 году режиссер знаменитых "Похитителей велосипедов" Витторио Де Сика получил "Оскар" за довольно формальный фильм "Сад Финци-Контини" о репрессиях евреев в Италии времен Муссолини. Ему проиграл даже один из фаворитов киноакадемии Акира Куросава с мощной экзистенциальной картиной "Под стук трамвайных колес" и любимчик того года среди иностранных картин фильм "Эмигранты" с пятью номинациями на "Оскар". В этом году еврейская тема представлена комедийным "Кроликом Джоджо" — трогательной, но несколько беззубой (что странно для кролика) драмой режиссера "Реальных упырей" Тайки Вайтити. По этой же причине она и попала в категорию "Лучший фильм", но всем ясно, что всерьез называть эту безделушку лучшей было бы просто непрофессионально.

Афиша фильма "Кролик Джоджо"

Эмансипация женщин

Самый свежий тренд, который захватил умы академиков из-за популярности движения #metoo. В 2020-м фаворитом движения за права прекрасного пола стала костюмная драма "Маленькие женщины" Греты Гервиг, которая за два года до этого также отметилась драмой о женской самоидентификации "Леди Берд". А формалистская драма "Скандал", своеобразное подведение итогов эпохи "миту" (прошедшая по кинотеатрам одновременно с "Утренним шоу" на ту же тему), отхватила сразу две номинации за лучшие женские роли. Но самыми "женскими" годами за последнее время на "Оскаре" были 2017-й и 2018-й. В первом случае на премию за лучший фильм номинировался производственный байопик "Скрытые фигуры" об афроамериканках-математиках и "По соображениям совести", в котором главный токсичный мужчина Голливуда Мэл Гибсон позволил себе показать уязвимого, совершенно не маскулинного солдата, выступающего против войны. А в 2018-м одной из самых ярких лауреаток стала Фрэнсис МакДорманд за роль в "Три билборда на границе Эббинга, штат Миссури" — такой крутой и своевольной женщины мир еще не видел. А лучшим иностранным фильмом стала "Фантастическая женщина" о девушке, которая когда-то была мужчиной.

Фильмы одиночек-бунтарей

Как говорил Турецкий в "Большом куше", на любое действие найдется противодействие. Раз существует определенная "квота", по которой можно попасть в списки номинантов премии, вдвойне интереснее наблюдать, как время от времени появляются фильмы, которым плюнуть и растоптать всю эту "гонку вооружений". Они самобытны, оригинальны и потому заслуживают еще больше внимания как противовес действующей конъюнктуре и доказательство того, что кино еще не совсем превратилось в букмекерскую контору. Каждый год мы замечаем их: в 2020-м в списки номинантов пробрались социальная драма под видом кинокомикса "Джокер", ода классическому американскому кино "Однажды… в Голливуде" Тарантино, экспонатный хоррор "Маяк" Эггерса и гуманистический байопик "Дело Ричарда Джуэлла" Иствуда, по вселенской несправедливости получивший лишь одну номинацию. 

В 2019-м таким внезапным стал польский фильм "Холодная война" в режиссерской номинации (и крайне заслуженно). В 2018-м — тончайшая, соответствуя названию, и старомодная любовная драма "Призрачная нить". В 2017-м — пессимистичный неовестерн "Любой ценой", пропагандирующий крах капиталистических ценностей. Номинирование таких оригинальных и неожиданных картин доказывает, что премия Американской киноакадемии старается хотя бы поддерживать иллюзию того, что она все еще связана с высоким искусством кинематографа.

Все это совершенно не значит, что "Оскар" — это плохо, а хотя бы одна из упомянутых тем не нуждается в отображении. Искусство всегда требует говорить о наболевшем. И когда это идет от боли, а не от любви к престижу, — это всегда прекрасно и заслуживает уважения. Но это всегда одиночество бегуна на длинные дистанции. А когда на беговой дорожке не протолкнуться от желающих ухватить заветный приз — так или иначе кто-нибудь да потянется за допингом в виде пролонгирования популярных в обществе тем. Так что не сотворите кумира себе: не все то золото, что в виде статуэтки.

Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чапман (1917), Брэд Питт (Однажды... в Голливуде), Кристиан Бэйл (Форд против Феррари, Джо Пеши (Ирландец), Хоакин Феникс (Джокер) 1/5
Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чапман (1917), Брэд Питт (Однажды... в Голливуде), Кристиан Бэйл (Форд против Феррари, Джо Пеши (Ирландец), Хоакин Феникс (Джокер) 2/5
Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чапман (1917), Брэд Питт (Однажды... в Голливуде), Кристиан Бэйл (Форд против Феррари, Джо Пеши (Ирландец), Хоакин Феникс (Джокер) 3/5
Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чапман (1917), Брэд Питт (Однажды... в Голливуде), Кристиан Бэйл (Форд против Феррари, Джо Пеши (Ирландец), Хоакин Феникс (Джокер) 4/5
Джордж Маккей и Дин-Чарльз Чапман (1917), Брэд Питт (Однажды... в Голливуде), Кристиан Бэйл (Форд против Феррари, Джо Пеши (Ирландец), Хоакин Феникс (Джокер) 5/5

Прогноз на победителей (самый вероятный/второй претендент)

Лучший фильм — "Паразиты"/"Джокер"

Лучший режиссер - Сэм Мендес ("1917")/Мартин Скорсезе ("Ирландец")

Лучший актер — Хоакин Феникс ("Джокер")/Антонио Бандерас ("Боль и слава")

Лучшая актриса — Рене Зеллвегер ("Джуди")/Синтия Эрриво ("Гэрриет")

Лучший актер второго плана — Брэд Питт ("Однажды... в Голливуде")/Джо Пеши ("Ирландец")

Лучшая актриса второго плана — Флоренс Пью ("Маленькие женщины")/Лора Дерн ("Брачная история")

Лучший оригинальный сценарий — "Паразиты"/"Однажды... в Голливуде"

Лучший адаптированный сценарий — "Кролик Джоджо"/"Джокер"

Лучший мультфильм — "История игрушек 4"/"Клаус"

Лучший иностранный фильм — "Паразиты"/"Боль и слава"

Лучшая музыка — "Джокер"/"Маленькие женщины"

Лучшая песня — Stand Up ("Гэрриет")/Love me again ("Рокетмэн")

Лучший монтаж — "Ford против Ferrari"/"Ирландец"

Лучшая операторская работа — "1917"/"Однажды... в Голливуде"

Лучшая работа художника — "Однажды... в Голливуде"/"1917"

Лучший дизайн костюмов — "Маленькие женщины"/"Кролик Джоджо"

Лучший звук — "1917"/"К звездам"

Лучший звуковой монтаж — "Ford против Ferrari"/"1917"

Лучшие визуальные эффекты — "Король Лев"/"1917"

Лучший грим и прически — "Скандал"/"Джуди"

Лучший документальный полнометражный фильм — "Страна меда"/"Американская фабрика"

Подписывайтесь на нас в Instagram:
https://www.instagram.com/ruposters_ru/

Поделиться / Share