Статьи

Слабоумие и отвага: почему Россия скатывается в Средневековье

Слабоумие и отвага: почему Россия скатывается в Средневековье

В России все чаще проходят акции "патриотов", а их инициаторы становятся героями публикаций. Люди, которые называют себя защитниками ценностей Родины, жестко навязывают обществу свои установки. Обиженные верующие выходят отстаивать чистоту и нравственность, оболганного царя. "Патриот", ударивший журналиста НТВ, выступал "за уважение". Платон Беседин считает, что Россию охватило коллективное безумие и она скатывается в Средневековье.

Тысячи и десятки тысяч псевдопатриотов и псевдоверующих ("псевдо" — потому что любовь несовместима с ненавистью) в манере, больше уместной для человека с дубинкой, навязывают свои правила обществу. И красные отблески этого безумия, как зловещие маячки, вспыхивают по всей стране.

В одном из апокрифов сказано: "В последние времена умножится число лжепророков, и овцы прикинутся волками". Такие лжепророки сегодня орудуют по всей России, наставляя на путь, в основе которого — тотальное неприятие к другому, не такому, как они. Воют и подвывают: "Покайтесь, покайтесь! Не покаетесь — гореть вам в аду! А дровишки-то для костра мы поднесем сами".

На днях мы наблюдали, как бородатый пьяный мужчина ударил по лицу корреспондента НТВ. Ударил не за что, просто потому, что тот ему не понравился. Зовут этого агрессивного, с позволения сказать, человека Александр Орлов. И в кадре видно, что одет он в майку с надписью "Оплот". Правда, эта организация тут же поспешила откреститься от него. Но если взглянуть на его страницу в социальных сетях, то вскроется дикая мешанина из молитв, призывов и нетерпимости, где лики Христа соседствуют с неадекватными постами. К слову, Орлов был членом организации "Сорок сороков" — той, что вовсю стоит за Русь-матушку.

Единичный случай? Вряд ли. Ведь таких александров орловых, "отстаивающих святыни", но бьющих людей и матерящихся, как портовые девки, в стране хватает. И в то же время мы наблюдаем за нетерпимостью массовой. Один из примеров тому — недавнее стояние против фильма Алексея Учителя "Матильда". Стояние, организованное Натальей Поклонской, которая сама-то на него не явилась.

Вообще вся эта история с "Матильдой" напоминает затянувшийся водевиль, над которым можно было бы посмеяться, если бы в нем не было настораживающих аспектов. Один из них — влияние на искусство политических сил, а второй — массовая вовлеченность. Можно, конечно, очень любить царя и заявлять о том, что его железный бюст замироточил, но когда это сопряжено с угрозами сжигать кинотеатры, становится боязно. Не только за безопасность, но и за психическое состояние людей.

Меж тем, царя убили люди нетерпимые и проложили устье для кровавых рек, но этот урок, видимо, выучен не был, и теперь нам предлагают новый раскол страны, когда одни кричат "Руки прочь от царя", а другие смеются над ними, но в смехе этом звучит все больше раздражительных нот.

Скажу за себя. Поначалу мне импонировала устремленность Натальи Поклонской. У человека были свои принципы, свои ценности, и она отстаивала их. Во многом благодаря такой стойкости крымчане и защитили полуостров. Но то, что началось дальше, стало походить либо на политическую акцию, либо на прорвавшееся безумие, обеспечивающее прекрасные кассовые сборы "Матильды".

Но почему кто-то надумал, будто он вправе решать за других людей, что хорошо и что плохо, что праведно и что грешно? На каких основаниях? Тем более в стране, где 100 лет назад произошла Гражданская война, разорвавшая на части не одно поколение людей? И в нашей крови и белые, и красные, да и отношение к царю, будем откровенны, разное. Возможно, фильм Учителя и оскорбляет кого-то (хотя его еще зритель не видел), но поведение его противников оскорбляет не меньше.

Когда смотришь на лица и речи некоторых из тех, кто участвует в стоянии, держа громокипящие плакаты, то неизбежно вспоминаешь Ганнибала Лектора в исполнении Энтони Хопкинса. Только он был умен, а тут – абсолютная уверенность в собственной правоте, нежелание принимать ответные аргументы и вместе с тем вопиющая безграмотность. Эти люди даже не знают, кто в фильме Учителя играет царя, а если и знают, то размышляют об искусстве, точно мясник, полагающий, что у павлина слишком мало мяса, поэтому он бесполезен. И такой бескомпромиссный modus operandi вкупе с воинственной риторикой не родит ничего, кроме ответного протеста.

У Юрия Трифонова в романе "Старик", посвященном Гражданской войне, есть прекрасные строки: "Вот этого не понимаю: черные да белые, мракобесы да ангелы. И никого посередке. А посередке-то все. И от мрака, и от бесов, и от ангелов в каждом…"

Вот и я не понимаю, от чего люди так смело, будто начинающие экзорцисты, решают, что есть грех, при этом тут же определяя за него кару. Святые не были столь категоричны в оценках, а их Житие, наоборот, прежде всего свидетельствует, что самыми величайшими грешниками они почитали себя, а не окружающих. Впрочем, возможно, потому они и были святыми, принося людям не гнев, но смирение и благодать? Происходящее же сейчас напоминает долгую трудную дорогу назад в Средневековье, где толпа с факелами и вилами идет убивать очередного Франкенштейна.

Да, безумцы роились всегда, но, пожалуй, еще никогда их присутствие не было столь ощутимым, столь явным. И речь ведь не только о том, что очередной "православный" устроил очередной дебош. Нет, эти люди активно присутствуют в информационном пространстве, лезут в головы к гражданам, выдавая мракобесие за некую сакральную истину. Кто пустил их туда? Кому это надо? Когда очередной персонаж являет нам лютую смесь искривленного православия и гремучего сталинизма, а священник говорит такие вещи, словно не то что не читал, а не слышал никогда о Нагорной проповеди.

Но слишком многогранна, пестра наша страна, чтобы так себя вести. И речь не столько о ее многонациональности и многоконфессиональности, сколько об историософском многообразии. Кинь резкое заявление — его тут же воспримут как ошибку, которую надо смыть кровью. Неужели не понимают или не хотят понимать это те, кто устраивает очередное как бы патриотическое или как бы православное пиршество? В лучшем случае они станут предметом для шуток, в худшем — дискредитируют Россию.

Любовь к Родине и тем более вера — слишком личные, слишком тонкие и глубокие вещи, чтобы о них говорить вот так, в скоморошно-инквизиторском тоне, который приговорит любое, даже самое благое начинание. Безусловно, и патриотическое, и религиозное воспитание – это не просто важные, а краеугольные базисы построения здорового общества, крепкого государства, но они не работают, когда, во-первых, принимают радикальные формы, а во-вторых, когда ими занимаются люди либо фанатичные, либо, наоборот, совершенно беспринципные. В таком случае выходит не проповедь благой вести, а мракобесный крестовый поход, чьи методы и цели описываются фразой, сказанной папским легатом перед битвой с катарами в ответ на вопрос, как отличить верующих от еретиков: "Убивайте всех! Бог опознает своих".

Из одной крайности 90-х мы перешли к другой, чудно описанной в антиутопических романах Владимира Сорокина — опричнине, замешанной на лицемерии и самоутверждении за чужой счет. Но наша история свидетельствует, что крайние учения и состояния не приносили России ничего доброго, созидающего. Наоборот, они разрушали, вызывали коллапс. И, полагаю, в государстве на самом высшем уровне начинают понимать это. Оттого и не дали грантовую поддержку организациям вроде "Ночных волков". Потрясание хоругвями и иконами Сталина за государственный счет отложено до худших времен.

Теперь, пройдя одну крайность и столкнувшись со второй, неэффективной, нам жизненно необходимо искать третий путь, новые методы, которые не вызовут странный оскал, который считают за улыбку. При этом наши ценности, наши убеждения остаются теми же, исконными. Все это — этапы поиска своей идентичности. Пути болезненного, но обязательного. Иначе мы так и будем бултыхаться между крайностями, дурманящими человека и приговаривающими страну.