В России с 27 марта началась очередная волна протестов дальнобойщиков, выступающих за отмену системы "Платон" и требующих отставки правительства. В митингах принимают участие, как заявляют организаторы, водители нескольких сотен большегрузов, акции протеста проходят в разных регионах России. Публицист Дмитрий Лекух объясняет, почему система встречает такое яростное сопротивление и кому это выгодно.
"Платон" - это отнюдь не "страшное изобретение кремлевских угнетателей", а просто российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше двенадцати тонн, которые оказывают избыточную нагрузку на дорожное покрытие. Она вовсе не уникальна, например, в Германии и Австрии еще с далекого 2004 года действует, фактически, аналогичная единая спутниковая система взимания платы TOLL2GO. Более того, само название "Платон" в данном случае вовсе не "издевательское использование имени великого древнегреческого философа", а всего лишь сокращение от словосочетания "плата за тонны". И аналоги этой системы совершенно спокойно работают не только в Германии и Австрии, а вообще в большинстве стран Евросоюза.
Более того, технологический консультант по проекту "Платона" не кто иной, как словацкая компания SkyToll, обслуживающая именно европейскую сеть платных автомобильных дорог.
Если даже не принимать во внимание такие вещи, как прозрачность и, самое главное, безопасность товаропотоков, ценность системы "Платы за тонны" для государства более чем очевидна. Только за период с 15 ноября 2015 г. по май 2016 года система "Платон" принесла в федеральный дорожный фонд более 8 млрд. рублей, и в ней было официально зарегистрировано 248 000 грузоперевозчиков и логистических компаний, а также более 719 000 транспортных средств. А за 2016 год через систему "Платон" было собрано уже около 22 млрд. рублей, в 2017 году даже по консервативным оценкам эта цифра должна возрасти, как минимум, до тридцати миллиардов. Эти деньги уже идут в дорожные фонды. К примеру, только в Ростове-на-Дону в прошлом году из средств "Платона" было выделено 400 млн. рублей. За эти деньги в Ростове отремонтировали 56 км дорожного покрытия на 19 улицах. Еще 1,5 млрд. рублей было выделено на строительство Ворошиловского моста, которое планируют завершить в октябре 2017 года. И это только один пример, такие данные есть по всем регионам страны, их никто не скрывает, они открыты и прозрачны, и ознакомиться с ними может любой желающий.
Однако в нашей стране профсоюзы дальнобойщиков начали активно протестовать и организовывать забастовки еще до запуска системы. Поводов было много: справедливости ради, шероховатостей в "Платоне" и изначально хватало, и сейчас, несмотря на постоянно вносимые поправки, тоже достаточно. Но сама необходимость подобного рода или аналогичной системы учета движения большегрузного транспорта очевидна, как бы ее ни оспаривали "профсоюзы дальнобойщиков" и привычно пытающийся политизировать и капитализировать протест вечно дежурный оппозиционер Навальный***. И тут, в общем-то, у человека, далекого от проблем транспортной логистики, возникает только один вопрос: откуда такая феерическая ярость?
Собственно говоря, шероховатости системы вполне устранимы в ходе прагматичных переговоров, к которым и оператор "Платона", и государственные власти Российской Федерации готовы. Более того, они их постоянно ведут. И тарифы время от времени снижают. И "коэффициенты выравнивают". Однако протестующих отчего-то волнуют отнюдь не шероховатости и ошибки, их беспокоит само наличие системы учета, которую они и требуют отменить. И тут все просто.
Вряд ли для кого такой уж большой секрет, что приличная часть рынка автоперевозок находится в так называемой "серой зоне". А то и в "черной", с оплатой исключительно по наличному расчету. И с такой транспортировкой, когда дешевле везти с собой пачку наличных, чтобы платить "отводные" заботливо закрывающим глаза на проверки сотрудникам ГИБДД.
Если раньше можно было работать в "серую" или даже в "черную", с внедрением "Платона" такая возможность исчезает. Теперь по федеральной дороге ты не можешь проехать, если не уплатил сбор и не купил маршрутную карту. Ты не можешь ни "взять левака" толком, ни "случайно" утерять часть, допустим, подсанкционного груза, идущего якобы транзитом через территорию России и самих российских рынков никак, согласно документам, не касающегося.
И не случайно наибольший протест система "Платон" вызывает именно у владельцев небольшого парка машин, "посреднических организаций" и, так сказать, прочих представителей малого бизнеса.
Просто большие белые логистические конторы этой граничащей с криминалом деятельностью, как правило, не занимаются. Это, кстати, подтверждается и количеством участников забастовки. Сколько бы ни кричали организаторы о федеральном уровне протестов, в них участвуют (или, точнее, заявляет об участии) не более трех процентов дальнобойщиков. Тут все просто: крупным "белым" предприятиям, их владельцам и, что самое главное, работникам эти протесты неинтересны вот от слова "вообще". Они в эти игры не играют - себе дороже.
И еще одна любопытная деталь. Бизнес маленьких компаний тесно завязан на услугах легальных, полулегальных и вообще нелегальных посредников и "экспедиторов", которые получают до пятидесяти процентов от оплаты труда перевозчиков и которые решают вопросы с контролирующими службами. Эти ребята могут работать только "в серую" или "в черную" (взятка "в белую" уже и для нашей страны довольно давно экзотика). И вот для них-то "Платон" как система жесткого и тотального контроля, которая имеет огромное количество информации о грузовиках, – это вообще смерть.
Ну и на закуску, так сказать, еще одна любопытная деталь, связывающая всю эту красоту с делом брата Навального** по Yves Rocher. Если вы помните, то там хищения (а на самом деле банальная отмывка) шла как раз через транспортную схему, хорошо знакомую всем участникам теперь уже финансового рынка. Так вот, повсеместное введение "Платона" (или любого из его аналогов) чревато несоизмеримыми с выгодой трудностями и лишениями. И тут со всей очевидностью можно говорить о схожести протестов против "Платона" и против, допустим, небезызвестных законов "пакета Яровой". И то, и другое есть банальный лоббизм, облеченный в обертку "социального и политического протеста". Только в случае с "пакетом Яровой" он шел от крупного и достаточно "белого" бизнеса, просто не сильно желающего нести дополнительные издержки. В случае же протестов против "платонизации" он идет из серого и откровенно криминального сектора рынка отечественных и транзитных грузоперевозок, и связанных с ними посредников, и всевозможных разноуровневых "решал". И вот это-то уж точно нужно очень четко понимать.
- * лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
- ** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга