Общество

"Персданные приносят им слишком много денег, чтобы отказываться от них"

"Персданные приносят им слишком много денег, чтобы отказываться от них"

Facebook и другие ИТ-гиганты тратят огромные средства на лоббирование своих интересов. В США счет идет на миллионы долларов и уже обгоняет "табачное лобби". Как росли расходы цифровых корпораций на продвижение собственных интересов?

В апреле 2021 года издание The Markup привело несколько примеров того, как работает американская "машина бигтеха" в родной стране. К примеру, законотворчество в штате Коннектикут наглядно демонстрирует, как бигтех продвигает свои интересы. Лидер большинства в сенате штата Боб Дафф представил в 2020 году законопроект о конфиденциальности, который содержал частное право на иск к ИТ-компаниям. Во время публичных слушаний законопроекта в феврале прошлого года Дафф заявил, что оказался в комнате, "буквально заполненной всеми лоббистами, которых я когда-либо знал в Хартфорде, нанятых компаниями, чтобы помешать принятию закона".

В итоге законопроект провалился. Дафф представил новую версию в 2021 году, и она также была отклонена после свидетельских показаний заинтересованных ассоциаций, финансируемых бигтехом, включая Internet Association и The Software Alliance. "Это тяжелая битва, потому что вы сражаетесь с большим количеством войск на многих фронтах, — отметил Дафф. — Они хорошо финансируются и нанимают много лоббистов, чтобы противодействовать законодательству по той простой причине, что персданные приносят им слишком много денег, чтобы отказываться от них".

Google потратил на лоббирование в Коннектикуте 100 тысяч долларов с 2019 года, когда Дафф впервые представил законопроект о конфиденциальности данных потребителей. Apple и Microsoft потратили по 124 тысячи долларов, Amazon — 116 тысяч долларов, а Facebook — 155 тысяч долларов, согласно базе данных государственных лоббистов. 

В третьем квартале 2021 года Facebook потратила $5,1 млн на лоббирование своих интересов в Вашингтоне. Компания была вынуждена увеличить свои расходы после того, как информатор Фрэнсис Хауген опубликовала внутренние документы. Facebook столкнулась с чередой обвинений во введении в заблуждение общественности, инвесторов, конгресса и других государственных ведомств. Расходы корпорации на лоббирование выросли на 6,7 % в сравнении со вторым кварталом этого года и на 3,9 % в сравнении с третьим кварталом прошлого года. Общая сумма превысила аналогичные показатели других технологических гигантов, в том числе Amazon, Microsoft и Alphabet.

Схожая ситуация наблюдается и в Европейском союзе. Планы ЕС по ужесточению законодательства в сфере ИТ спровоцировали рост расходов технологических гигантов на лоббистскую деятельность, сообщает EUobserver. Согласно отчету европейского отделения агентства Transparency International, занимающегося исследованием коррупции, в 2020 году так называемая большая пятерка — Google, Amazon, Microsoft, Facebook и Apple — потратила в совокупности €19 млн на продвижение своих интересов на европейском цифровом рынке. Первое место занимает Google. В прошлом году цифровая корпорация потратила почти €6 млн, пытаясь повлиять на политиков ЕС. Это более чем в 4,5 раза превышает ее бюджет на эти цели в 2014 году. Второе место занимает Microsoft, чьи расходы на лоббирование за последние шесть лет увеличились на 17%. В свою очередь, Apple и Facebook также увеличили свои лоббистские бюджеты с €400 тыс. до €2 млн и €4,25 млн соответственно. В конце августа 2021 года стали известны новые данные о расходах ведущих ИТ-компаний на лоббирование своих интересов в Европейском союзе. Google, Facebook и Microsoft являются тремя крупнейшими лоббистами в Европе по борьбе против жестких новых законов, которые по своей сути направлены на ограничение американских технологических гигантов на рынке ЕС.

Исследование показало, что 612 компаний, групп и ассоциаций ежегодно тратят более €97 млн ($114 млн) на лоббирование политики ЕС в области цифровой экономики. Данные были представлены компаниями в Реестр прозрачности ЕС до середины июня 2021 года. Google возглавила список компаний, потратив €5,75 млн, за ней следуют Facebook — €5,54 млн, Microsoft — €5,25 млн, Apple — €3,67 млн, Huawei Technologies — €3 млн и Amazon на шестом месте с €2,75 млн, говорится в исследовании.

Большие суммы должны стать тревожным звонком для политиков ЕС, чтобы усилить законопроекты и правила лоббирования, предупреждают авторы исследования, проведенного группами из Corporate Europe Observatory и LobbyControl. Технологический сектор многократно превосходит фармацевтический, финансовый и химический сектор.