Мнение

Конец моратория: что теперь будет с ценами на бензин

Конец моратория: что теперь будет с ценами на бензин

1 июля заканчивается договор между правительством и нефтяниками о заморозке цен на бензин. После восьми месяцев моратория автозаправки могут повысить цены. Михаил Мельников полагает, что стоимость топлива начнет расти осенью. 

О демпфере простыми словами

После апрельского взлета цен в 2018 году правительство в лице вице-премьера Дмитрия Козака собрало нефтяников и вежливо попросило их хотя бы месяц не повышать цены. Июнь выдался спокойным, потом цены опять поползли вверх. Даже во время пике рубля 2014-15 годов бензин не дорожал такими темпами. И снова главы нефтяных компаний поехали к вице-премьеру Дмитрию Козаку.

Стороны договорились о том, что цены замораживаются на пять месяцев, до конца марта, а правительство вводит и поддерживает так называемый "обратный акциз", называемый демпфирующим механизмом. Говоря кратко, суть его состоит в том, что правительство возвращает нефтяникам-экспортерам часть разницы между экспортной ценой нефти и более низкой ее стоимостью на внутреннем рынке. Нефтяники требовали 100% компенсации, но в итоге сговорились на 50-60%. При этом участвовать в программе могут только те компании, которые провели модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) или собираются это сделать в ближайшие три года. То есть крупнейшие корпорации, имеющие возможность профинансировать столь затратные программы. Переживут ли мораторий независимые производители и продавцы — очень большой вопрос.

С 1 января 2019 года розничные цены на бензин выросли в среднем на 1,7% — на столько, на сколько повысился НДС. Бывали отдельные нарушения, но в целом договоренность соблюдалась. В марте 2019 года программу продлили на три месяца, однако уже с договоренностью о том, что цены могут расти, но не выше прогнозного уровня инфляции, который в 2019 году составляет 4,6%. 

Бензин на автозаправках действительно начал дорожать, но не слишком заметно, а вот на оптовом рынке началось настоящее безумие. За первые пять месяцев 2019 года промышленные партии бензина стали дороже на 20-25%. Это значит, что прибыль заправок снизилась практически до нуля.

В июне, в последний месяц действия соглашения, контроль за его соблюдением, видимо, прекратился. Дорожал в первую очередь Аи-92: скажем, в Свердловской области только за пару недель на рубеже весны и лета розничные цены на него выросли на 1,4% – это, на секундочку, соответствует 44% годовой инфляции.

Когда подорожает бензин

Можно ли ждать еще большего роста цен в начале июля? Да, ожидать можно. Будет ли такой рост цен? Нет, не должно быть.

Во-первых, некоторое профилактическое повышение цен уже произошло в июне, поэтому переход на свободные цены не станет слишком болезненным. Да и не такие уж они и свободные — Федеральная антимонопольная служба становится все более сильным ведомством.

Во-вторых, прошлогодние повышения цен случались аккурат после выборов, и вряд ли эта традиция изменится. 

В-третьих, демпфирующий механизм все-таки работает, а цены на мировом рынке не растут и весьма близки к внутренним. Соответственно, недополученная прибыль, особенно с учетом обратного акциза, ничтожна по сравнению с оборотами крупного бизнеса. Правда, особенности соглашения таковы, что при снижении мировых цен и отсутствии их снижения в России уже нефтяники становятся должны бюджету, что их, конечно, не особенно радует.

К тому же у нашей страны есть еще огромные ресурсы по контролю цен и даже их снижению. Чтобы понять, как это работает, обратимся к опыту соседнего Казахстана. Ведь именно там предпочитают заправляться российские автомобилисты из приграничных районов.

Пример Казахстана

Бензин, в том числе российского происхождения, на заправках, в том числе российских брендов, в Казахстане обходится в полтора раза дешевле, чем в нашей стране. Сейчас на севере Казахстана литр Аи-92 стоит в пересчете на нашу валюту 26,5–27 рублей.

Казахстан — крупное нефтедобывающее государство, но преимуществ перед Россией он не имеет: по объемам добычи на душу населения наши страны примерно равны (в Казахстане почти в 8 раз меньше жителей и примерно в 8 раз меньше добыча).

Различия, во-первых, в размере НДС: 12% в Казахстане, 20% у нас. Этим, кстати, охотно пользуются любители серого импорта, которые предпочитают ввозить товар через южные казахстанские границы, а потом беспошлинно (Таможенный союз!) переправляют его в Россию. Впрочем, это тема отдельного разговора. А продолжая о топливе, надо напомнить, что и акциз на него в Казахстане в шесть раз меньше российского.

И, наконец, структура рынка. В Казахстане нет той жесткой вертикальной интеграции (когда структуры одного и того же холдинга проводят разведку, бурение, добычу, переработку и продажу), что у нас, открыт доступ иностранным компаниям, эффективнее работают антимонопольные законы. Отсюда такие цены на бензин.

Получается, что в плюсе покупатель, в минусе бюджет. Ведь в России 65-70% розничной цены бензина — акциз и налоги, которые в конечном счете платят отнюдь не нефтяные компании, а рядовые потребители. В Казахстане этот показатель существенно ниже 50%, да и маржа продавца поменьше.

Что удивительно, это совершенно не мешает нашим казахстанским друзьям поддерживать уровень государственного бюджета в рамках той же одной восьмой от российского показателя; также соблюдается эта пропорция по ВВП на душу населения, а в пересчете на паритет покупательной способности Казахстан даже слегка опережает Россию — во многом именно благодаря низким ценам на топливо для населения. Есть к чему присмотреться.