Статьи

Киселев, Соловьев или "Эхо": кто разжигает атмосферу ненависти в России

Киселев, Соловьев или "Эхо": кто разжигает атмосферу ненависти в России

После нападения на журналистку "Эха Москвы" Татьяну Фельгенгауэр* оппозиционные деятели и журналисты стали винить в произошедшем государственные каналы и СМИ, обвиняя их в разжигании ненависти к радиостанции. В выпуске на канале NavalnyLive даже проводились параллели с геноцидом в Руанде, начавшимся после эфиров местного радио, призывавшего к уничтожению народа тутси. Юрист и член Общественной палаты Илья Ремесло объясняет, с какой целью раскачивают эту тему. 

Прошло несколько дней после нападения Грица на Татьяну Фельгенгауэр*. Появились новые данные, теперь можно спокойно, без лишних эмоций сделать предварительные выводы.

Безусловно, произошел совершенно чудовищный инцидент, и объективное расследование этого случая в интересах всех граждан, вне зависимости от политических взглядов и отношения к "Эху Москвы". 

Что мы имеем на сегодняшний день? Напавший на Фельгенгауэр – психически неуравновешенный Борис Гриц, гражданин Израиля, мотивировавший нападение тем, что ведущая "телепатически домогалась" его. По свидетельствам друзей и знакомых, Гриц был постоянным слушателем "Эха Москвы", "боготворил" это СМИ. По политическим убеждениям он оппозиционер – в его блоге нашли множество критических высказываний в адрес России и Путина.

Одним словом, Гриц – типичный слушатель "Эха Москвы", среди которых, по признанию Тихона Дзядко*, "много психов".

Нет ровно ничего в пользу версии, что Грица могли спровоцировать публикации провластных СМИ. В этих публикациях были лишь факты о деятельности радиостанции – о многомиллионных убытках, распиле госконтрактов, иностранном финансировании. Ни к каким расправам над журналистами государственные СМИ никогда не призывали.

Спрашивается: почему же оппозиционные журналисты и прочие деятели, зная это все, упорно продолжают двигать свой тезис об "атмосфере ненависти"? Если они так хотят поговорить об "атмосфере ненависти" - почему бы и нет.

Для начала вспомним некоторые высказывания "толерантных" оппозиционеров.

Например, Алексей Навальный******* прославился своими угрозами "перегрызть глотку этим скотам",  "скармливать политологов диким зверям" и призывами вешать.

"Экстремизм (одобряю)"

Или есть такой журналист Олег Кашин, возмущающийся "атмосферой ненависти" и называющий сотрудников ГУВД "мразями" - только за их заявление, что нападение на Фельгенгауэр вызвано личными мотивами (что оказалось чистой правдой).

Ранее "гуманист" Олег Кашин писал следующее: 

Нехватку ненависти и ярости нужно преодолевать так же усердно, как и нехватку милосердия, – без одного не бывает другого. Нужно учиться ненавидеть, учиться быть злопамятными, учиться не прощать. 

Или на том же "Эхе Москвы" постоянно бывает Шендерович, которому принадлежат слова об "ином биологическом виде":

"Наша проблема в том, что нелюдей мы тоже числим людьми — и оцениваем их в человеческой номинации. Оттого и расстраиваемся, сопоставляя числительные, оттого и заходимся в бессильном гневе, не понимая, как такое возможно: лгать в глаза, изрыгать пошлости, убивать, устраивать обезьяньи пляски вокруг убитого… Мы — ошибочно — полагаем, что относимся с ними к одному биологическому виду (нашему), в котором такое действительно невозможно, и вопим от возмущения".

Подобных высказываний оппозиционеров можно найти десятки, если не сотни. 

Вспомним историю со смертью дипломата Чуркина, когда журнал "Дилетант" Венедиктова опубликовал статью Виталия Портникова, в которой Чуркин назывался "чудовищем, шутом и палачом, о котором с презрением будут отзываться даже собственные коллеги". Не отставала в оскорблении памяти Чуркина и журналистка "Эха Москвы" Ксения Ларина.

На этом фоне довольно странно выглядит сравнение на канале Навального**** российских государственных СМИ с радио Руанды, призывавшим к уничтожению народа тутси.  

Во-первых, оппозиция одновременно выступает за отмену статьи 282, предусматривающей наказание за разжигание ненависти. Видимо, "отменить" ее следует лишь частично - только в отношении "правильно разжигающих" либералов. Ну, а когда речь заходит о журналистах государственных СМИ, тут можно вспомнить Руанду и потребовать пожизненных сроков для оппонентов.

Во-вторых, где были все эти совестливые люди, когда с трибуны "Эха Москвы" ныне покойный Антон Носик призывал убивать сирийцев? Подавляющее большинство из них ни про какую Руанду тогда не вспоминало, а наоборот – активно оправдывало призывы к геноциду. 

"За слова нельзя наказывать!" - говорили нам Навальный*******, "Открытая Россия"** и другие "правозащитники", на наших глазах переобувающиеся на лету. Теперь, оказывается, слова могут убивать - конечно, если это не слова самих оппозиционеров.

Зачем же они вопреки всем фактам и доводам разума двигают тезис об "атмосфере ненависти"? Очень просто: если под руку подвернулась трагедия, ее надо использовать в любом виде для "борьбы с режимом". Ранее эти же люди пользовались терактами и прочими несчастьями для того, чтобы любыми, самыми аморальными средствами, напомнить "режиму" о своем существовании.

Высказывание журналиста "Эха" Александра Плющева* о гибели сына Сергея Иванова

И поскольку именно оппозиционеры являются отцами-основателями этой самой "атмосферы ненависти", то лучший способ защиты – это нападение. Обвинять власть в том, чем ты сам занимаешься годами, - очень эффективная тактика, особенно если ты рассчитываешь на людей с короткой памятью. Или на слушателей вроде Бориса Грица. 

  • * внесены Минюстом РФ в список иноагентов
  • ** Движение «Открытая Россия» - признано на территории России нежелательной организацией
  • *** лицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму
  • **** включен в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга