Общество

Блокаде вопреки: 5 фактов о "Дороге жизни"

Блокаде вопреки: 5 фактов о "Дороге жизни"

74 года назад, в ночь с 22 на 23 ноября 1941 года, начала функционировать «Дорога жизни» в блокадный Ленинград. Точнее, зимний вариант этой дороги – по льду Ладожского озера. Эвакуация жителей и подвоз продовольствия начались еще в сентябре 41-го, однако по-настоящему масштабные работы пришлись на период с ноября по конец апреля 1942 года и зимний сезон 1942/43 годов, когда городу особенно требовалась помощь Большой земли. Ruposters предлагает вспомнить то главное, что связано с ленинградской «Дорогой жизни».​

Первая колонна

В ночь с 22 на 23 ноября 1941 года колонна из 60 машин доставила в осажденный город 70 тонн муки. Несколькими дня до этого в пробный рейс ушел обоз, состоящий из 350 саней. Лед к этому моменту еще не совсем окреп – лишь на 10 см. Капитан Порчунов, ответственный за первый рейс, вспоминал: «Почти в темноте подъехали к фарватеру, по которому летом шли суда из озера в Неву. Это было самое опасное место. Лед здесь гнулся под колесами, словно живой». Кроме того, работе мешала немецкая авиация, которая исправно устраивала авианалеты на «дорогу жизни». В результате к 6 декабря на озере затонули уже 126 машин.

Въезд на «Дорогу жизни»

Маршрут

«Дорога жизни» состояла из двух кольцевых трасс - в Ленинград и из города. Общая протяженность рейса по первой кольцевой трассе составляла 83 км. Дорога постоянно смещалась и переносилась на новые трассы из опасений, что будет проломлен недостаточно толстый ледяной покров (за первый месяц – четырежды, всего – несколько десятков раз). Отчасти это объяснялось особенностью льда на Ладоге, который трескался особенным образом, и за ним требовался постоянный контроль. Водители часто ездили без дверей и даже кабин (и это при морозе -30 градусов, установившемся зимой 1942/43 года!), чтобы облегчить массу знаменитых «полуторок».

План «дороги жизни»

Окружение

В некоторых местах трасса проходила всего в 15-20 км от позиций, которые контролировали силы Вермахта. Трасса обстреливалась со знаменитых Синявинских высот. Для обороны дороги были созданы две оборонительные полосы с дотами и снежно-ледяными окопами, на которой были установлены зенитные пулеметы и малокалиберные зенитные батареи. Первый начальник ледовой дороги, Михаил Нефедов, погибший в мае 1943 года в результате налета люфтваффе, записывал в своем дневнике: «3.12.41. Вчера и позавчера трассу бомбили около 30 самолетов противника. У нас по носу машины появились самолёты – 9 штук, они бомбят трассу и обстреливают обозы и машины из пулеметов. Так продолжалось на всем протяжении пути в течение двух часов».

«Дорога жизни» ранней весной

Инфраструктура

Дорога представляла собой не просто колею, по которой ездили грузовики, но целую систему из дорожных знаков, маячных фонарей (через каждые 200 метров), складов, мостиков через возникавшие полыньи во льду, обогревательных, медицинских пунктов и точек питания. Всего на обеспечении дороги в среднем были заняты около 300 человек ежедневно.

"В вагоне стало просторно"

За первую зиму, до 24 апреля 1942 года, когда зимняя «дорога жизни» окончательно растаяла, в осажденный город было перевезено 361 тонна грузов (всего до конца войны – 1,5 млн тонн), вывезены 550 тысяч человек (1,3 млн человек) и переброшены пять стрелковых дивизий с вооружением и боевой техникой, а также танковая бригада. Одна из жительниц блокадного Ленинграда Октябрина Батенина вспоминала об эвакуации: «Тихо-тихо, беззвучно, крадучись, каждые 15 минут мы останавливались. На остановках из вагонов выносили трупы и складывали вдоль дороги, и когда мы доехали, в вагоне стало уже довольно просторно, можно было даже сидеть на полочке».

Те, кто оставался в городе, тоже ощутили, что может дать «дорога жизни»: 25 декабря норму хлебного пайка вновь вернули к 200-граммовой отметке, а 24 января подняли до 250 грамм, тогда как 20 ноября на одного ленинградца приходилось лишь 125 грамм хлеба.